Поурочный план № 11

      Предмет: Основы философии

       Тема 3.1 Бытие и материя

Цели:

образовательные:

-          формирование у обучающихся представлений о предмете и проблематике онтологии; о философском смысле проблемы бытия и ее решении в различных философских направлениях; о философских идеях развития;

-          формирование у обучающихся знаний о бытии, материи, диалектике, законах и категориях диалектики;

развивающие:

-способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности;

-способствовать формированию умения осмысливать и анализировать философские учения; аргументированно формулировать свою точку зрения;

воспитательные:

-воспитание коммуникативно-информационной культуры, познавательного интереса; коммуникабельности и толерантности к чужой точке зрения;

-способствовать развитию философской мысли будущего специалиста.

Межпредметные связи: история, обществознание

Форма занятий: комбинированный

Методы: беседа, объяснение

    

 Обеспечение занятия:

  Наглядные пособия: Презентация «Бытие и материя»

  Технические средства обучения   ПК, Интерактивная доска

         

  Ход занятий:

 Повторение пройденного материала:

1.    Тестирование по разделу: «Историческое развитие философии» (1, 2 варианты)

          2.Сообщение новых знаний

2.      Содержание вопросов:

1.      Учение о бытии

1.1 Предмет и проблематика онтологии

1.2 Философский смысл проблемы бытия и ее решение в различных философских направлениях

1.3 Понятие материи и ее атрибуты

2. Философские идеи развития

1.Диалектика - учение о всеобщих связях и развитии

2 Законы диалектики

3 Категории диалектики

 

1.      Предмет и проблематика онтологии

 

Онтология- учение о фундаментальных принципах бытия. Понятие  «бытие» является исходным в философском осмыслении окружающего мира. Оно соответствует убеждению человека, что мир, вещи, процессы и состояния существуют.

Онтология  (учение о бытии) неразрывно связана с гносеологией (учением о познании) и другими разделами философии. Ведь если мы говорим о бытии (существовании) чего-либо, то сразу возникает вопрос: откуда мы это знаем.

Основные проблемы онтологии:

·        проблема бытия и небытия;

·        проблема сознания;

·        проблема единства мира;

·        проблема Бога, его отношения к человеку и миру;

·        проблема движения.

       2 Философский смысл проблемы бытия и ее решение в различных философских направлениях

Бытие-это все, что существует в объективной (мир объекта, физических состояний, социоприродный мир) и субъективной (мир субъекта, мир психических состояний, сознания, духовный мир человека) реальности.   

Два значения категории бытия:

1) бытие как объективная реальность – материя;

2) бытие как все существующее – вся реальность.

Проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом, который дал определения бытия и небытия. Платон разделил всеобъемлющее бытие на бытие идей и бытие вещей. Вся классическая философия решала проблему соотношения материи (объективной реальности) и сознания (субъективной реальности). В новейшей философии эта проблема теряет свою остроту («новая онтология» Гартмана). На первый план выдвинулась проблема бытия человека (экзистенциализм).

Первое общее свойство обо всех вещах и явлениях мира можно утверждать, что они существуют, обладают бытием. 

Второе их общее свойство: бытие вещи и явления: преходяще. Вещи и явления возникают, длятся и исчезают во времени, а также занимают ограниченное место в пространстве. 

Третье общее свойство: каждое бытие-в-мире в своей пространственной и временной границе переходит не в ничто, но в некоторое нечто, именно в другое бытие-в-мире: вещь или явление. 

Итак, одно бытие-в-мире сменяется другим в пространстве и во времени, образуя бесконечный ряд бытий-в-мире. Этот бесконечный ряд явлений и есть то, что можно назвать миром в целом.

Основные формы бытия:

1. материальное бытие-существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

2. идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

3.человеческое бытие- существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

4. социальное бытие- бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

 5. ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе)- бытие, которое реально существует независимо от сознания  того, кто наблюдает его со стороны;

 6. феноменальное бытие (от слова «феномен»- явление) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. 

Небытие - это состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная,  самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее (субстанция -  самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя).

Вопросы:

1.    Является ли вся совокупность явлений в пространстве и во времени, составляющая бытие мира, единством, или это есть лишь совокупность, в которой каждое явление существует само по себе, изолированно, сменяя друг друга во времени и в пространстве? Мир в целом един или множествен?

2.    Если мир един, то, что лежит в основе этого единства?

      Возможные варианты ответа:

      Вариант первый. Мир есть множество самостоятельных, изолированных друг от друга миров, культур, личностей, явлений и вещей. Такая философская позиция называется плюрализмом.

      Вариант второй. Мир многообразен, но в основе этого многообразия лежит единое начало, объединяющее мир в некую систему. Эта точка зрения называется монизмом.

      Виды монизма:

1.духовный- в качестве единого начала принимается духовное начало;

2. материалистический - в качестве такого начала принимается материя.         3. Дуализм - существуют две параллельные и независимые основы – духовная, в виде мышления, и материальная, в виде телесной субстанции, заполняющей пространство. Обе основы не имеют ничего общего. Это точка зрения французского мыслителя XVII века Рене Декарта. 

3.      Понятие материи и ее атрибуты

      Далее мы будем исходить из позиции, что мир есть единство многообразных явлений, и в основе этого единства лежит материя.

Материалистическое истолкование революции в естествознании дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин признает, что у материи нет каких-то конкретных окончательных свойств и что материя не сводится к атомам. Однако вполне достаточно оставить за материей два свойства: первое – материя существует независимо от нашего сознания, и второе – материя познается нашим сознанием. 

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

В философии существуют несколько подходов к понятию «материя»:

 1. материалистический подход – материя- основа бытия, она первична, а все иные бытийные формы вторичны (дух, человек, общество);

 2.объективно-идиалистический подход-материя объективно существует независимо от всего сущего; 

3. субъективно-идеалистический подход- материя как самостоятельная реальность не существует вообще, она лишь продукт (феномен, галлюцинация) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

 4. позитивистский подход- понятие «материя» ложно т.к. его нельзя доказать и полностью изучить при помощи научного исследования

В современной русской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия  и материи, согласно которому материя – это объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

В настоящее время наиболее общим является определение материи через понятия субстанции и субъекта.

Вопрос: Что такое субстанция?

Субстанция - Это то, что сохраняется во всех изменениях, оставаясь самим собой.  Примером субстанции является человеческая личность, которая при всех изменениях, телесных и духовных, тем не менее сохраняется как вот эта личность. Напомним слова Аристотеля о том, что Сократ может быть больным и здоровым, молодым и старым, веселым или в гневе, но остается все тем же Сократом.

 Материя в качестве субстанции, во-первых, есть то, что во всех изменениях сохраняется, а во-вторых, то, что сохраняется именно благодаря собственным изменениям. Это означает, что, лишь изменяясь в пространстве и во времени, материя остается единой основой всего, что существует.

Подтверждением правильности понимания материи как субстанции являются так называемые законы сохранения в физике – сохранения энергии, импульса, заряда и т.п.

Под субъектом в философии понимают то, что выступает причиной или источником собственных изменений. Например, личность выступает субъектом, если ее действия и поступки являются следствием ее собственной воли и решения. Но как только поведение личности начинает определяться внешними обстоятельствами или сама личность начинает винить во всем, что с ней происходит, внешние обстоятельства или других людей, она перестает быть субъектом, она становится объектом или вещью, как все другие вещи.

Материя, охватывая все, что происходит в мире, выступает конечным источником и причиной всех своих свойств и изменений. Материя есть причина самой себя, своего собственного существования, это и означает, что материя есть субъект.  Быть субстанцией и субъектом означает самодостаточность и способность к самоопределению. Но эти характеристики применимы не только для определения материи, их можно применить для понимания творческого процесса.  Важно, что эти категории – субстанция и субъект – применимы как для описания материальных явлений, так и для описания явлений духовных. Солнечная система есть материальная субстанция и субъект собственного изменения. А личность и художественный роман есть духовные субстанции и субъекты. А мир в целом, согласно материалистическому пониманию, есть материя, которая является субстанцией и субъектом собственных изменений в пространстве и во времени.

Элементами структуры материи являются:

·         неживая природа;

·          живая природа;

·          Социум, общество

 Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

  Характерными чертами материи являются:

·         наличие движения;

·         самоорганизация;

·          размещенность в пространстве и времени;

·          способность к отражению.    

Для описания мира как многообразия используется философская категория движения.

Движение - это изменение мира в пространстве и во времени есть движение. Движение есть любое изменение в мире – физическом, химическом, биологическом и социальном. Это означает универсальность движения, его всеохватность и неустранимость. 

Движение есть способ существования материи, т.е. материя существует лишь в движении. Чтобы остаться тем же самым, нужно непрерывно изменяться, становиться другим.

Движение есть противоречие, т.е. состоит их двух противоположностей, изменение и сохранение. Движение включает в себя собственную противоположность, а именно покой.

 Противоречивость движения означает противоречивость также пространства и времени. Современная физика подтверждает то, что Зенон доказывал при помощи своих апорий две с половиной тысячи лет назад. Оказывается, элементарные частицы – электрон, протон, нейтрон и др. – являются одновременно также и волнами. То есть они находятся вот здесь и сейчас и в то же время находятся везде и всегда. Они одновременно частицы и как бы размазаны по всему миру. 

Вопрос: Что такое покой?

 Покой есть такое движение какой-либо вещи или системы, которое в то же время сохраняет эту вещь или систему этой же самой.  Покой -это равновесие. Но любое равновесие всегда является относительным, временным, неабсолютным, и этим оно отличается от движения, которое абсолютно и непрерывно. Все, что более или менее неизменно, со временем изменится и станет другим, потому что движение абсолютно, а покой относителен. 

Философы выделяют три крупные формы движения материи:

 1) движение в неживой природе;

2) движение в живой природе;

3) социальная форма движения материи, или история.

В неживой природе  различаются следующие виды движения материи:

·         механическая;

·         физическая;

·         химическая

Есть точка зрения, что можно особо выделить геологический вид движения: процессы изменения земной коры, формирование океанов и континентов, гор и рек.

Неживая природа – механические, физические и химические процессы подчиняются причинно-следственным отношениям. Событие, которое состоялось в прошлом, определяет состояние настоящего.

 В живой природе продолжают действовать причинно-следственные отношения, но они перестают быть определяющими. Таковым становится отношение цели. Настоящее поведение живого существа определяется тем, что должно произойти в будущем.

 Социальная форма движения характеризуется особым явлением – культурой.

Культура есть сознательная деятельность по производству так называемой второй природы, или артефактов, которые естественным путем в принципе не могли бы возникнуть: искусство, нравственность, технические изобретения, такие как колесо, рычаг, часы, очаг, парус, компьютер и т.д.        

Понятия развития и регресса

Развитие есть переход от низшей формы движения материи к более высокой и сложной.  Например, переход от неживой материи к живой или переход от биологической формы движения к социальной. Развитие сопровождается процессом усложнения, ростом организации и неоднородности. Так, любое простейшее живое существо, какая-нибудь амеба, невообразимо сложнее и организованнее любого явления неживой материи.

Развитию противостоит регресс, или энтропия, процесс, ведущий к усреднению, к устранению неоднородности.  Энтропия ведет к снижению уровня организации, к усреднению и выравниванию. 

Пространство и время есть универсальные формы существования материи. 

Пространство есть форма сосуществования явлений. Находиться в пространстве означает быть расположенным один вне другого. Пространство обладает протяженностью, и оно трехмерно. Поэтому любая реальная вещь имеет три измерения: длину, высоту и толщину. Пространство обратимо. Это означает, что можно всегда вернуться в то же самое место, разумеется, если оно уже не занято другим телом. 

Время есть форма смены явлений одного после другого. Существовать во времени означает находиться в форме необратимой последовательности одного после другого. Время необратимо и в относительном, и в абсолютном смысле. Необратимость времени есть условие того, чтобы в мире существовали закономерности и порядок, а не хаос. 

Время в отличие от пространства одномерно. Оно имеет лишь одно измерение, его можно изобразить в виде стрелы, направляющейся из прошлого через настоящее в будущее.

Противоречивость пространства и времени выражается в том, что пространство и время одновременно ограниченны и безграничны. Любая вещь и любое явление преходящи, имеют границу в пространстве и во времени. Однако все вещи и явления, переходя друг в друга, образуют безграничную в пространстве и во времени цепь вещей и явлений.

  Понимание пространства и времени в различных философских направлениях:

-            материалистическое понимание - пространство и время  являются формами существования материи, они существуют реально и не зависят от человеческого сознания;

-              в качестве примера идеалистического понимания пространства и времени приведем позицию немецкого философа Иммануила Канта. Пространство и время не есть свойства вещей самих по себе, они есть формы нашего созерцания вещей, это тот способ, каким мы воспринимаем вещи. Наше сознание так устроено, что мы воспринимаем вещи в трехмерном пространстве и необратимом времени;

-             метафизическое понимание-  связано с ученым И. Ньютоном, который считал, что материя существует сама по себе, а пространство и время сами по себе. Материя находится в абсолютном пространстве, как в огромном пустом ящике, и в абсолютном времени, как безразличном ко всему потоке.

-            диалектическое понимание- пространства и времени состоит в том, что обе формы существования материи находятся в единстве и взаимосвязи.

4.      Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии

Учение о развитии в философии получило название «диалектика».

Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы: 

1. стихийная диалектика Античности;

2. диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля

3. материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина.

 Пионером диалектики принято обычно считать Гераклита, важнейшее внимание уделившего происхождению и единству противоположностей. После Гераклита наиболее известными диалектиками древности считаются Сократ, Платон и Парменид. Но, бесспорно, наиболее значительную роль сыграли в дальнейшем развитии диалектики И. Кант и Ф. Гегель, от которого и перенял диалектику К. Маркс

Материалистическая диалектика имеет три аспекта

1. диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

 2. диалектика – это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир;

 3. диалектика – это метод теоретической и практической деятельности.

Термин «диалектика» происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего «веду беседу, рассуждаю». Этот термин имеет три значения:

Во-первых, диалектикой называют, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д.  Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом.  Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Для того, чтобы конкретнее представить задачи диалектики, нужно усвоить еще и следующие положения о ней.

Во-вторых, диалектику называют наукой о всеобщей связи, учением о развитии, в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности вида.

В-третьих, диалектикой называют то, как мыслит субъект, каким методом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. 

Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.  Диалектическое мышление, диалектический метод есть раскрытие единства и противоречия (борьбы) противоположностей.

Диалектический метод альтернативен метафизическому и эклектическому. Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира. 

Альтернативы диалектики:

 1.Метафизика, которая рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремитса дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи.

Характерные черты метафизического метода объяснения мира:

-            метафизическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным видом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь;

-            метафизика открывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия;

-            метафизика рассматривает развитие, как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга;

-            метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь метафизика рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п. 

5.      Эклектика (греч. еklego - выбираю) – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.  Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях.

3. Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. 

4.Волюнтаризм – учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека. 

5.Догматизм – картина мира, построенная на догмах. Догма – положение, которое принимается без опытного обоснования и практической проверки. 

 Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

·    законы диалектики;

·    категории;

·    принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Принципы диалектики:

 Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов.  Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

К основным формам связи относят:

·  пространственные,

·  временные, генетические,

·  причинно-следственные,

·  существенные и несущественные, и т.д.

 Связи в материальном мире многообразны.  Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны между собой естественной причинной связью и взаимообусловливают друг друга. 

Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность закономерной взаимосвязи всего в мире. 

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

        Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира;  его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

       Принцип развития -все в мире находится в постоянном изменении и развитии. 

5.    Законы диалектики

Закон - объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями.  Любой закон имеет ограниченную сферу своего действия. Например, распространение законов механики, вполне оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в микромире подчиняются другим законам.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения:

·      по степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические;

·      по сферам действия - законы природы, общества или мышления;

·       по механизмам и структурам отношений детерминации - динамические и статистические и т.п. 

 К основным законам развития относят:

1.    закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия). Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает источник развития и формулируется так:  все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Можно выделить различные виды борьбы:

·    борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

·    борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

·    антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

2.    Закон перехода количественных изменений в качественные. Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. 

Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Парная ей категория количества исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.) подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры.

 Мера (единство количества и качества) - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой.  В природе не всегда удается определить узловой момент (момент скачка). Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

·  резко, одномоментно;

·  незаметно, эволюционно.

3.    закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.  Знакомы циклы биологические (семя - растение - семя, детство - зрелость - старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем. 

Например, состояние социального мира - это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные, по крайней мере, полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье - это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.  Все упомянутые выше законы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. 

6.    Категории диалектики

Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.  О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями. 

Категории диалектики:

Тождество и различие.  Тождество – это равенство, сходство предмета самому себе или другим предметам.  Различие – это неравенство, несходство предмета самому себе или другим предметам.  Вся история человеческого общества от первобытнообщинного состояния до современности – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это различные стадии развития мира. Тут содержится и тождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого развития.

Единичное. Общее. Особенное Единичное – это свойства, характеризующие только данный объект.  Общее – такое понятие, в котором отражаются существенные свойства и признаки присущие целому ряду однопорядковых вещей.  Особенное – это единство единичного и общего.  Единичное, общее и особенное – это соотносительные категории, отражающие взаимопереходы отражаемых объектов и процессов.  «Русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин». Последний выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное по отношению к понятию «человек». 

Часть и целое. Система и элемент. Система – такая целостность, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими элементами, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.  Элемент – это составляющая системы, которая взаимосвязана с другими составляющими системы, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.  Часть – это такая составляющая целого, которая несет в себе все признаки и свойства данного целого.  Целое – это совокупность частей.  Целое может быть системой или механической целостностью. Система состоит из элементов, механическая целостность – из частей.  

Содержание, структура и формаСодержание – вся совокупность свойств, сторон и признаков объекта.  Структура – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых, внутренних связей некоторого объекта, условие его существования.  Структура входит в содержание объекта.  Форма – это способ выражения и существования содержания. 

Сущность и явлениеСущность – это устойчивая, не изменяющаяся часть объекта.  Сущность скрыта от нас. Она не познаваема с помощью чувств. Ее можно познать через явления.  Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.  Явление не может существовать без того, чтобы не в нем не проявлялась сущность. 

Причина. Следствие. Повод. Условие. Причина – это явление, которое при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление.  Следствие – это явление, порожденное или видоизмененное причиной.  Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие.  От характера условий зависит способ действия данной причины и природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.  Повод – это внешний толчок, способствующий проявлению причины. 

Необходимость и случайность. Случайность – это то, что при данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе.  Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.  Если случайность имеет причину в перекрещивании необходимостей, то необходимость имеет причину в себе самой. 

Возможность, действительность, вероятность.  

Действительность – это то, что реально существует.  Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но то, что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.  По времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности (обусловленная связь).  Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при

 

3.Закрепление:

Основные вопросы:

 1. Как изменялись представления человека об устройстве окружающего его мира от древности до наших дней?

2. Какой смысл заключен в вопросе «Из чего возникло мироздание, создал ли его кто или нет»?

 3. Имеет ли материя начало и конец во времени и пространстве, или она бесконечна?

4. Подчеркните тождество и различие понятий «бытие», «субстанция», «материя».

5. Назовите формы движения материи, изучаемые современной наукой, и раскройте их сущность. Приведите примеры, свидетельствующие о наличии между ними структурной связи.

6. Един ли мир? В чем состоит его единство?

7. Какое понятие шире: движение или развитие? Может ли существовать прогресс без регресса, регресс без прогресса?

8.В чем заключается принципиальное отличие диалектического понимания развития от метафизического? Почему диалектика является учением о всеобщей связи и развитии?

9. Каким образом противоречие между содержанием и формой связано с принципом развития?

10. В чем заключается диалектика взаимосвязи причины и следствия?

11. Почему категории необходимости и случайности являются ступенями развития познания?

12.Почему закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики?

 

4.  Задание на дом: Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2016. Гл. 12

                                                             

Поурочный план № 12

Предмет: Основы философии

Тема: Гносеология –философское учение о познании

 

Цели:

образовательные:

-          формирование у обучающихся представлений о предмете и проблематике гносеологии; о соотношении сознательного и бессознательного в психике человека; об общественной природе сознания;

-          формирование у обучающихся знаний о сущности познания; о философских теориях происхождения сознания, о сущности сознания.

развивающие:

-способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности;

-способствовать формированию умения осмысливать и анализировать философские учения; аргументированно формулировать свою точку зрения;

воспитательные:

-воспитание коммуникативно-информационной культуры, познавательного интереса; коммуникабельности и толерантности к чужой точке зрения;

-способствовать развитию философской мысли будущего специалиста.

Межпредметные связи: история, обществознание

Форма занятий: комбинированный

Методы: беседа, объяснение

    

 Обеспечение занятия:

  Наглядные пособия: Презентация «Гносеология –философское учение о познании»; «Происхождение и сущность сознания».

  Технические средства обучения   ПК, Интерактивная доска

 

 Ход занятий:

 Повторение пройденного материала:

Методы: устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

1.    Раскройте философский смысл понятия «бытие».

2.    Кто из философов впервые ввел понятие «бытие»? Какой смысл он вложил в него?

3.    Что такое материя в философском понимании? Имеет ли материя начало и конец во времени и пространстве, или она бесконечна? Свой ответ обоснуйте.

4.    Назовите формы движения материи, изучаемые современной наукой, и раскройте их сущность. Приведите примеры, свидетельствующие о наличии между ними структурной связи.

5.    В чем состоит единство мира? Приведите примеры, подтверждающие единство мира.

6.     Может ли существовать прогресс без регресса, регресс без прогресса? Свой ответ аргументируйте.

7.    В чем заключается принципиальное отличие диалектического понимания развития от метафизического?

8.     В чем заключается диалектика взаимосвязи причины и следствия?

9.        В чем суть диалектики как метода познания? Раскройте и проиллюстрируйте примерами основные законы диалектики.

         

        2.Сообщение новых знаний

1.      Содержание вопросов:

1. Теория познания

1.1 Проблема познаваемости мира- основная проблема гносеологии

1.2 Чувственное и рациональное в познании

1.3 Роль практики в процессе познания

1.4 Теория истины

1.5 Методы научного познания

 2. Происхождение и сущность сознания

2.1 Учение о сознании в историко-философском мысли

2.2 Происхождение сознания и его сущность

2.4 Общественная природа сознания

2.5 Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном.

     

1.1    Проблема познаваемости мира- основная проблема гносеологии

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

   1. познает окружающий мир непосредственно (открывает нечто новое для себя, либо для человечества);

 2. познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, смотрит фильмы)

Уже древние греки поставили два вопроса в области познания:

1.      Может ли человек получить достоверное знание об объекте?

2.      Что является источником достоверного: чувства или разум?

        По первому вопросу в истории философии сложилось следующие точки зрения:

· гностицизм (материалисты) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

· агностицизм (идеалисты) не верят либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания;

· скептизицм - не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Две точки зрения философов по вопросу:  что важнее в познании: чувственное или рациональное?

· Эмпиризм-  это точка зрения согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах.;

· рационализм – позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина.

Среди эмпириков появилось два направления:

1.    материалистическое- те, кто считал, что источник ощущений — внешний материальный мир (Д. Локк);

2.     субъективно-идеалистическое -те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Д. Беркли). 

Познающим субъектом являются:

· Человек:

· Общество

 Объектом познания является: окружающий мир (бытие во всем его разнообразии.

Объект познания - тот или иной фрагмент действительности, вовлеченный в сферу практико-познавательной деятельности человека и так или иначе «означенный» ею.

1.2              Чувственное и рациональное в познании

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Интуитивное познание – истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Формы чувственного познания:

· ощущения- это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. 

· восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. 

· представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом.

Представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Формы рационального познания:

·        понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем

89

 

конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты;

· суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам".

Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. 

·        мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: «Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен».

Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов:

1.    индуктивные, когда мысль движется от единичного (фактов) к общему.  Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты («весь класс») нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико; 

2.    дедуктивные, мысль движется от общего к частному. Например: «Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен».

3.     по аналогии -это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. 

 Формами сопряжения чувственного и рационального познания являются:

·        воображение - подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия;

·         интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного. 

 

1.3 Роль практики в процессе познания

1.4 Теория истины

Следующая важнейшая проблема в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий?

Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?».

 В истории философии были разные ответы на эти вопросы. В древности сложились крайние точки  зрения

а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.

б) Объективные идеалисты истину понимали, как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон).

в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей».

Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать, как изменяющееся знание:

·        Диалектически материализм. Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром. Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.

·        Объективный идеализм Гегеля. Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей.

·        Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.

·         Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию.

·        Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.

·        Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.

·        Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания, приводящие к успеху.

Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

действительность понимается как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания;

• понятие «действительность» включает в область своего предметного значения и субъективную реальность, что означает возможность познания и духовной реальности.;

• познание вместе с его результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.;

 • истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Существуют понятия «объективная истина», «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это:

1)      исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

2)      знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это:

  1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания; 

2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин:

·        Некоторые считают, что это истины факта (вечные истины), все остальное –относительные истины.

·        Догматизм, сторонники которого считают, что если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения.  Если есть только истина, то познавать дальше не надо.

·        Релятивизм, сторонники которого считают, что,  если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся.

Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании. Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее. Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.

1.5 Методы научного познания

 Основными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:

·        развитость понятийного аппарата (категориальность);

·         рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

·        высокий уровень обобщения знаний;

·         критерий истины полученных знаний — разум и практика;

·         специальные методы получения знания.

Научное познание имеет свои методы:

-       универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. К ним относятся:

·         анализ;

·         синтез;

·         индукция;

·         дедукция.

К универсальным методам можно отнести диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (природу, общество и сознание) в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности.

-       специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Методы математики, например, отличаются от методов, используемых лингвистикой или историографией.

 

2.1              Учение о сознании в историко-философской мысли

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения:

-     первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем, на философском языке – это описание феномена сознания;

-     второй имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.

Многосторонность и многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии же главным является вопрос об отношении сознания к бытию.  Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, а в плане гносеологическом – как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.  Рассмотрим сознание с разных точек зрения:

1.    Сознание – это субъективный образ объективного мира. Главное для сознания заключается в том, что оно отражение действительности. В этом его сущность.

2.    Сознание – это то, что отличает человека от других живых существ. И естественно, что сознание с давних пор было предметом внимания со стороны философов, учителей религии, всех тех, кто хотел изучить и понять человека.

В истории философии можно выделить четыре основных подхода к вопросу о сущности и происхождении сознания:

1. гилозоизм (греч. материя и жизнь.) Это натурфилософская концепция ранних греческих философов (Фалес, Анаксагор, Гераклит и др.), отрицавших границу между «живым» и «неживым» и считавших «жизнь» внутренним свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума гилозоизм выступает синонимом панпсихизма. Гилозоизм исходит из того, что вся материя мыслит, обладает сознанием;

2. дуализм (Декарт), с точки зрения которого психические и физиологические процессы независимы и самостоятельны. Бытие делится на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную субстанцию (материю), которые сосуществуют независимо и одновременно;

3. идеализм (Платон, Гегель, Мах), с позиций которого дух, сознание, мировой разум первичны, а природа, материя порождены активностью духа, составляет третий подход в данном вопросе;

 4. материализм (Демокрит, Фейербах, Маркс), с точки зрения которого сознание есть свойство материи. Причем оно не вечное свойство, а возникает на определенной стадии развития материи, а именно с возникновением человеческого мозга.

 Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

  Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысливаться Платоном, который ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», противопоставляя понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, а другая особенность сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир не была проработана ею.

В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного сознания.

В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Оно было вызвано необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения – молитва.  Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители, по сути, открыли новую грань проблемы сознания: сознание - это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании.

Начиная с эпохи Возрождения сознание, стало восприниматься в первую очередь как атрибут человеческого бытия.

Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового.

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

 

 

2.2              Происхождение сознания и его сущность

Философы – материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

а) сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

б) сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

в) сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Вопрос: Что есть отражение с философской точки зрения?

Для материализма существует альтернатива: или наше сознание возникло из ничего, внезапно, или оно является продуктом саморазвития материи. Но тогда в самых элементарных формах материи должно находиться то свойство, из которого сознание развилось как высшее из низшего. Таким предком сознания является отражение как всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Отражение - есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко- генетические формы отражения.  К уровням организации материи относятся:

а) неживая природа;

б) растительный мир;

в) животный мир;

г) человеческий мир (социум).

Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения:

а) элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер;

б) раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители;

в) чувствительность как способность к ощущениям;

г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

  Если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений.

С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного- мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга? Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир.

Качественно новым этапом развития психики явилось возникновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создававшиеся человеком предметы культуры и возникшие на определенном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.  

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется способность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и называется понятийным. Это направление отражает тесную взаимосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

 

2.3    Общественная природа сознания

Общественное сознание – это то содержание духовного бытия общества, которое прямо или косвенно отражает общественное бытие, т.е. материальные условия жизни людей и их материальные отношения.

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью от общественного бытия и способностью активно влиять на него.  Уровнями общественного сознания являются:

·         общественная психология (обыденное сознание);

·          общественная идеология (теоретическое сознание). 

Общественная психология возникает на основе повседневного жизненного опыта, это непосредственное, непрофессиональное отражение общественного бытия. Сюда входят желания, настроения, моральные и религиозные принципы, представления о мире и своем месте в нем. Она включает веру, недоверие, любовь, ненависть, преданность, готовность действовать или наоборот, нежелание ничего делать и т.д. 

Общественная психология – то отношение к миру, которое человек вырабатывает на своем собственном опыте и для собственной ориентировки в окружающем его мире.  Общественное сознание является частью обыденного сознания, которое, наряду с общественной психологией включает эмпирический трудовой опыт и художественное творчество.

Формами общественного сознания являются

1. экологическое, 

2. политическое, 

. правовое, 

4. нравственное, 

5. эстетическое,

 6. философское, 

7. религиозное сознание.

Цивилизация включает культуру, культура делится на материальную и духовную, духовная включает мировоззрение – взгляд на мир в целом, включая природу и общество. В центре мировоззрения – философия. 

Формы общественного сознания различаются

1. предметом, 

2. социальной основой (тем, какие слои общества их поддерживают), 

3. способом отражения, 

4. социальной функцией. 

В каждой форме общественного сознания три таких функции: 

1. познавательная, 

2. идеологическая 

3.  эстетическая. 

 

2.4    Сознательное, бессознательное, надсознательное.  З. Фрейд о бессознательном

 

 Сознание – ядро психической деятельности человека по созданию идеальных, духовных феноменов – образов явлений действительности.

Психическая жизнь человека многообразна – это целый мир инстинктов, аффектов, эмоций, чувств, понятий и т.п., который может быть подразделен на сознательное и бессознательное.

Сознательное – то, что производится мышлением, способностью человека к отвлеченному и абстрактному отражению мира.

Сознание - ведущая, подлинно человеческая сторона психики, однако для жизнедеятельности индивида не менее значима и бессознательная, более фундаментальная и основательная ее сторона. 

Бессознательная - это совокупность не порождаемых сознанием, не осознаваемых, не управляемых и не контролируемых им идеальных явлений. 

84

 

Бессознательное не облекаемо в словесную оболочку, не вербализуемо, тогда как сознательное переступает порог  сознания, осознается и фиксируется в языке.  Сознание – высшая форма психического отражения действительности, связанная с речью и заключающаяся в обобщенном отражении действительности, планировании, действий и включающая самосознание. 

  Психика человека – целое, сознание  - часть. Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе и в мире в целом. 

Рефлексия – часть самосознания, знание о знании.   Рефлексия – мышление о мышлении, знание, предметом которого является само знание.      

Разум - высшее сознание, его способность к противоречивому, диалектическому мышлению. Благодаря разуму человек поднимается от обыденного, здравого смысла к постижению сущности вещей и процессов. Не случайно разум выступает во многих концепциях критерием прогресса, сопрягается с подлинным смыслом человеческой истории, зачастую разум обожествляется и возводится в абсолют.

Предметом науки – психоанализа - бессознательное сделал Фрейд. Его открытие сравнивают с открытиями Коперника и Дарвина. Открытие отсутствия власти человека над своей душой. Выяснилось, что мотивы его поступков неподконтрольны ему. Подсознательное, неосознанное, бессознательное. Неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. То, что выше или ниже сознания. Неосознаваемое, нерефлексивное.

В подсознание вытесняются неприятные и стыдные воспоминания, которые проявляются во снах, оговорках забываниях и т.д. Кант: на огромной карте нашего духа освещены только немногие пункты.

 Фрейд различал Я, Оно и  сверх-Я. То, что выше или ниже рефлексии.  Оно – архаично, агрессивно и сексуально. Это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Два источника наслаждения: разрушение и жизнь. Инстинкты смерти и инстинкты жизни. 

 Сверх-Я, Суперэго  - носитель социальных запретов, порождающих страх. 

Я – посредник между ними, координатор. Одновременно это – плод их борьбы.

 

3.      Закрепление:

Основные вопросы:

 1. Что такое знание и познание? Каковы основные этапы разработки проблем познания в истории философии?

 2. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания. Как соотносятся рациональное и иррациональное в познании?

3. Существует ли абсолютная истина в свете роста научного знания?

4. В чем состоит сущность заблуждения и каковы его основные формы?

 5. Каким может быть соотношение знания и веры?

         6. Как решалась проблема души, сознания в истории философии? Проясните соотношение понятий «душа», «психика», «сознание».

         7. Какова роль труда и языка в формировании и развитии сознания?

 8.  Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только мозг?

9. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?         1

10. Как соотносятся сознательное и бессознательное в человеке? В чем вы видите заслугу 3. Фрейда в изучении психических процессов человека?

 

4.  Задание на дом: Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2016. Гл. 14