Контакты:
- Магомед РамазановУчитель
Профессиональный отбор военнослужащих - процедура, оценивающая личностные и вероятностные качества гражданина, направленная на определение пригодности к службе и наиболее эффективное использование потенциала военнослужащего для решения поставленных задач по поддержанию боевой готовности армии.
Профотбор проводится в военкомате и подразделяется на четыре вида: - медицинский - проводится военно-врачебной комиссией, определяющей состояние здоровья призывника;
- физиологический - определяются физическая подготовка гражданина, его готовность выдерживать нагрузки;
- педагогический - выявляются общее и специальное образование призывника, способность обучаться, а также работать с подчиненными;
- психологический - устанавливаются общая готовность гражданина к службе в армии, способность работать в команде, стрессоустойчивость, целеустремленность, самодисциплина, мотивация, целевое предназначение. По результатам профотбора составляются рекомендации для направления призывника на службу и в дальнейшем - назначения его на воинскую должность.
Воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.
1. Командные воинские должности Считаются основными для руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Это командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.
2. Операторские воинские должности Современное вооружение и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных электронных систем, управляемый оператором или расчетом. От оператора требуются сосредоточенность, внимание, умение логически мыслить и принимать решение в кратчайшие сроки. Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.
3. Воинские должности связи и наблюдения Связь – основа управления войсками. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение, развитая оперативная память, четкая дикция и разборчивый почерк, хорошее владение русским языком, развитое чувство ритма, выносливость нервной системы. 29
4. Водительские воинские должности В числе основных черт современного боя – высокая маневренность и скоротечность, требующие от войск высокой мобильности. Водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.
Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др. Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту. В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.
Этим объясняется многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на данных должностях.
В общем случае водитель должен:
- уметь водить военную технику в различных условиях обстановки и времени суток, в том числе в экстремальных условиях (например, в условиях боя);
- знать и соблюдать ПДД при движении по дорогам общего пользования;
- уметь и своевременно проводить техническое обслуживание, ремонт вверенной техники.
Военный водитель должен обладать:
- высокой психологической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять длительную работоспособность (нахождения за рулем).
5. Воинские должности специального назначения
Воинские должности специального назначения -это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности накладывают особые требования к военным, служащим на должностях специального назначения. Для них характерны, прежде всего, безошибочность выполнения должностных обязанностей, слаженность, умение работать в команде, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.
6. Технические воинские должности Основное предназначение технических специалистов – поддержание техники и вооружения в боеготовом состоянии, своевременное проведение всех видов регламентных работ. Каждая единица техники имеет свои особенности, но есть много общих требований к техническим специалистам, ее обслуживающим. В первую очередь – это технические знания, знания конструктивных особенностей обслуживаемой техники, правил безопасности, склонность к работе с техникой. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов.
7. Прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках. Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.
Лекция: Анализ и применение на практике знаний конституции РФ, ФЗ "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе " . Определение показателей понятий Патриотизма и верности воинскому долгу.
Организация и исполнение обязанностей военной службы строго регламентированы Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ, касающимися обороны государства.
Конституция Российской Федерации – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Она принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Глава 1 «Основы конституционного строя» юридически закрепляет конституционный статус государства, его сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.
Принципы организации государства закрепляются в указанной главе в самой общей форме, они создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет национальную систему основных фундаментальных прав и свобод.
В содержание Конституции 1993 года включены: права и свободы: право на жизнь, свободу въезда и выезда на территорию России, право на защиту чести и достоинства личности и др. Кроме того, в гл. 2 Конституции РФ включены новые обязанности граждан России. Например, обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Также наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина. В их числе: презумпция невиновности, охрана прав потерпевших от преступлений и злоупотребления властью и др.
Глава 3 «Федеративное устройство», определяет государственную целостность, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» по-новому определяет концепцию президентской власти в России. Анализ полномочий президента, его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти позволяют сделать вывод о том, что Президент, являясь главой государства, не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти.
Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации, формирования и деятельности парламента Российской Федерации.
Законодательные органы олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации». Правительство РФ осуществляет наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами государственную власть, действуя при этом самостоятельно, независимо, но в тесном взаимодействии с указанными органами.
Одной из основных задач Правительства является обеспечение согласованной деятельности системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств. Правительство призвано организовывать исполнение федеральных законов, систематический контроль за их соблюдением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
Глава 7 «Судебная власть» определяет социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.
Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет модель местного самоуправления приближенную к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. Это означает, что Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели, и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регламентирует особый порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем возможность внесения поправок и изменения Конституции с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция РФ, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции определяет, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носят общегосударственный характер, это возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества.
Обеспечение обороны страны – задача государственной важности.
Согласно статье 71 Конституции, в исключительном ведении РФ находятся:
- вопросы войны и мира;
- оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Главное в содержании государственной функции защиты Отечества – это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными силами в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности ВС РФ в мирное время. Согласно статье 59 Конституции, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин РФ в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституция определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и ВС РФ. В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства
Конституция РФ закрепляет также основы, которые распространяются на все отношения в сфере обороны и безопасности: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5), приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и тд.
Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон РФ «Об обороне от 31.05.1996 N 61 ФЗ», определяющий основы и организацию обороны РФ, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию ВС РФ, ответственность за нарушение законодательства РФ по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны.
Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются ВС РФ. К обороне государства привлекаются также другие войска.
Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ.
Статья 1. Основы обороны
Статья 2. Организация обороны
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны и служебную тайну в области обороны; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 172-ФЗ)
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
Статья 21. План обороны Российской Федерации.
В целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны разрабатывается План обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обороны
1.Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон и законы Российской Федерации в области обороны.
Статья 31. Служебная тайна в области обороны
Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ
Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны.
Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны.
Раздел III. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ.
Статья 7. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны.
Статья 8. Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны.
Статья 9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны.
Граждане Российской Федерации:
1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
31) могут поступать в добровольческие формирования; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 04.11.2022 № 419-ФЗ)
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Раздел IV. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИЕ ВОЙСКА, ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНЫ.
Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение.
1. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.04.2005 № 31-ФЗ)
21. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 09.11.2009 № 252-ФЗ)
3. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
4. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.
5. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
6. Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
7. Вооруженные Силы Российской Федерации организуют и проводят работы по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказывают помощь в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также выполняют взрывные работы в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.07.2022 № 351-ФЗ)
Статья 10.1. Оперативное использование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Статья 10.2. Обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 11.1. Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом.
Статья 13. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Статья 13. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.
4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Статья 16. Дислокация Вооруженных Сил Российской Федерации.
1. Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации.
2. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.
3. Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации допускается на основе международных договоров Российской Федерации.
Статья 17. Другие войска, воинские формирования и органы
1. Создание (упразднение), деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Другие войска, воинские формирования и органы:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса; (В редакции федеральных законов от 05.05.2010 № 75-ФЗ; от 12.02.2015 № 13-ФЗ)
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны;
4) участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;
7) выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
3. Вопросы координации деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координации строительства и развития других войск и воинских формирований определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 17.1. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
1. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17.2. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в военных учениях, соревнованиях (состязаниях, конкурсах, играх) и парадах, проводимых совместно с вооруженными силами иностранных государств.
Раздел V. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ.
Статья 18. Состояние войны
1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Статья 19. Военное положение
1. Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 20. Мобилизация
Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 21. Гражданская оборона
Задачи, организация и ведение гражданской обороны определяются в соответствии с федеральным законом.
Статья 22. Территориальная оборона
Территориальная оборона - система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.
Статья 22.1. Добровольческие формирования
1. Добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 639-ФЗ)
2. Численность добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (войсками национальной гвардии Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 639-ФЗ)
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 24. Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах
1. Деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются.
2. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
3. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 25. Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
1. Надзор за законностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
2. Расследование преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляется следователями в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляется судами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)
Статья 251. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации (далее в настоящей статье - военная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.
2. Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Руководство военной полицией осуществляет министр обороны Российской Федерации.
4. Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура, состав и штатная численность органов, воинских частей и подразделений военной полиции определяются министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 259-ФЗ)
5. Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 26. Финансовое обеспечение обороны
1. Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
2. Расходы на выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач, не связанных с их предназначением, осуществляются по решениям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26.1. Обеспечение проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны
Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 29. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона.
Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными из которых являются:
Закон РФ «О статусе военнослужащих ОТ 27.05.1998г N 76 ФЗ», определяющий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
o Статья 1. Статус военнослужащих
o Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих
o Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих
· Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
o Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих
o Статья 8. Свобода совести и вероисповедания
o Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями
o Статья 11. Служебное время и право на отдых
o Статья 12. Денежное довольствие военнослужащих
o Статья 13. Отдельные выплаты военнослужащим
o Статья 14. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих
o Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения
o Статья 15.3. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений
o Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
o Статья 18. Страховые гарантии военнослужащим. Право на возмещение вреда
o Статья 19. Право на образование и права в области культуры
o Статья 20. Проезд на транспорте. Почтовые отправления
o Статья 21. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий
o Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
o Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
o Статья 26. Общие обязанности
o Статья 27. Должностные и специальные обязанности
o Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
o Статья 28. Ответственность военнослужащего
o Статья 28.1. Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности
o Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности
o Статья 28.3. Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего
o Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение
o Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания
o Статья 28.7. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке
o Статья 28.8. Разбирательство
o Статья 28.9. Рассмотрение командиром материалов о дисциплинарном проступке
o Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий
o Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Закон РФ «О воинской обязанности и о военной службе от 28.03.1998г N 53 ФЗ», осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы;
o Статья 1. Воинская обязанность
o Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
o Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
o Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
o Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
o Статья 7.1. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата
o Статья 8. Организация воинского учета
o Статья 8.1. Информационное обеспечение воинского учета
o Статья 8.2. Реестр воинского учета
o Статья 8.3. Реестр направленных (врученных) повесток
o Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
o Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
· Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
o Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
o Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
o Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
o Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
o Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
o Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
o Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
· Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
o Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
o Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
o Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
o Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
o Статья 27. Состав призывной комиссии
o Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
o Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
· Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
o Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
o Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
o Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
o Статья 35.2. Досудебный порядок подачи жалобы
o Статья 35.3. Форма и содержание жалобы
o Статья 35.4. Отказ в рассмотрении жалобы
o Статья 35.5. Порядок рассмотрения жалобы
o Статья 36. Прохождение военной службы
o Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
o Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
o Статья 40. Военная присяга и обязательство
o Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
o Статья 42. Воинские должности
o Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
o Статья 44. Перевод военнослужащих
o Статья 45. Приостановление военной службы
o Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
o Статья 47. Присвоение воинских званий
o Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
o Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
· Раздел VII. Увольнение с военной службы
o Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
o Статья 51. Основания увольнения с военной службы
o Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
o Статья 52. Зачисление в запас
o Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
o Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
o Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
o Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
o Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
o Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
o Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
o Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
o Статья 57.6. Пребывание в резерве
o Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
o Статья 57.8. Основания исключения из резерва
o Статья 57.9. Приостановление пребывания в резерве
· Раздел IX. Заключительные положения
o Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
o Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
o Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
o Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
o Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
o Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.
Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.