Контакты:
- Арабхан ТеймуровУчитель
Код
компетенции
Формулировка компетенции
Знания, умения
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Умения: описывать значимость своей специальности
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Профессиональные компетенции
ПК1.1. Производить установку и настройку компонентов, автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. Практический опыт: установка и настройка компонентов систем защиты информации автоматизированных (информационных) систем
Умения: осуществлять комплектование, конфигурирование, настройку автоматизированных систем в защищенном исполнении и компонент систем защиты информации автоматизированных систем
Знания: состав и принципы работы автоматизированных систем, операционных систем и сред; принципы разработки алгоритмов программ, основных приемов программирования; модели баз данных; принципы построения, физические основы работы периферийных устройств
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем учебной междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем в часах
Объем образовательной программы 120
в том числе:
Теоретическое обучение 66
Лабораторные занятия 22
Самостоятельная работа 24
Консультации 2
Промежуточная аттестация в форме экзамена 6
⦁ Объем времени обязательной части ППССЗ 76 час.
⦁ Объем времени вариативной части ППССЗ 44 час.
По сравнению с примерной программой в рабочей программе междисциплинарного курса количество часов увеличено на 44 часа. Вариативная часть используется на углубление подготовки по междисциплинарному курсу. 12 часа выделено на освоение теоретического обучения, 24 часа-на самостоятельную работу, 2 часа на консультацию перед экзаменом и 6 часов-на промежуточную аттестацию в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса МДК 01.01 «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объём в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1 2 3 4
Раздел 1 Элементы теории операционных систем. Свойства операционных систем 52
Тема 1.1.
Основы теории операционных систем Содержание учебного материала
6
ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Определение операционной системы. Основные понятия. История развития ОС.
⦁ Виды операционных систем. Классификация операционных систем по разным признакам.
⦁ Операционная система как интерфейс между программным и аппаратным обеспечением. Системные вызовы.
Исследования в области операционных систем.
Тема 1.2. Машинно-
зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем
Содержание учебного материала
12
ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Загрузчик ОС. Инициализация аппаратных средств. Процесс загрузки ОС. Переносимость ОС.
⦁ Машинно-зависимые модули ОС. Задачи ОС по управлению операциями ввода-вывода.
⦁ Многослойная модель подсистемы ввода-вывода. Драйверы. Поддержка операций ввода-вывода.
⦁ Работа с файлами. Файловая система.
⦁ Виды файловых систем. Физическая организация файловой системы.
⦁ Типы файлов. Файловые операции, контроль доступа к файлам
Лабораторные занятия: 4 ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Виртуальные машины. Создание, модификация, работа. Установка ОС
⦁ Создание и изучение структуры разделов жесткого диска. Операции с файлами
Тема 1.3. Модульная структура операционных систем, пространство пользователя Содержание учебного материала
2
ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Экзо ядро. Модель клиент-сервер. Работа в режиме пользователя. Работа в консольном режиме. Оболочки операционных систем
Лабораторные занятия: 2
⦁ Работа в консольном и графическом режимах
Тема 1.4. Управление памятью Содержание учебного материала 6
⦁ Основное управление памятью. Подкачка.
⦁ Виртуальная память.
⦁ Алгоритмы замещения страниц. Вопросы разработки систем со страничной организацией памяти. Вопросы реализации. Сегментация памяти.
Лабораторные занятия: 2 ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Мониторинг за использованием памяти
Тема 1.5. Управление процессами, многопроцессорные системы Содержание учебного материала
6
⦁ Понятие процесса. Понятие потока.
⦁ Понятие приоритета и очереди процессов, особенности многопроцессорных систем. Межпроцессорное взаимодействие
⦁ Понятие взаимоблокировки. Ресурсы, обнаружение взаимоблокировок. Избегание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок
Лабораторные занятия: 2
⦁ Управление процессами. Наблюдение за использованием ресурсов системы
Тема 1.6. Виртуализация и облачные технологии Содержание учебного материала
8 ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Требования, применяемые к виртуализации. Гипервизоры. Технологии эффективной виртуализации.
⦁ Виртуализация памяти. Виртуализация ввода-вывода.
⦁ Виртуальные устройства. Вопросы лицензирования.
⦁ Облачные технологии. Исследования в области виртуализации и облаков.
Лабораторные занятия: 2
⦁ Изучение примеров виртуальных машин (VMware, VBox)
Раздел 2 Безопасность операционных систем 10 ОК 01-10,
ПК 1.1
Тема 2.1. Принципы построения защиты информации в операционных системах
Содержание учебного материала
8
⦁ Понятие безопасности ОС. Классификация угроз ОС.
⦁ Источники угроз информационной безопасности и объекты воздействия. Порядок обеспечения безопасности информации при эксплуатации операционных систем.
⦁ Штатные средства ОС для защиты информации.
⦁ Аутентификация, авторизация, аудит.
Лабораторные занятия: 2
⦁ Управление учетными записями пользователей и доступом к ресурсам. Аудит событий системы. Изучение штатных средств защиты информации в операционных системах.
Раздел 3. Особенности работы в современных операционных системах 26 ОК 01-10,
ПК 1.1
Тема 3.1. Операционные системы UNIX, Linux, MacOS и Android Содержание учебного материала 10
⦁ Обзор системы Linux. Процессы в системе Linux.
⦁ Управление памятью в Linux. Ввод-вывод в системе Linux.
⦁ Файловая система UNIX.
⦁ ⦁ Операционные системы семейства Mac OS: особенности, преимущества и недостатки.
⦁ Архитектура Android. Приложения Android
Лабораторные занятия:
2
⦁ Создание дистрибъютива Linux. Установка. Работа в ОС Linux.
Тема 3.2. Операционная система Windows Содержание 4 ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Структура системы. Процессы и потоки в Windows.
⦁ Управление памятью. Ввод-вывод в Windows.
Лабораторные занятия 2
⦁ Установка и первичная настройка Windows.
Тема 3.3. Серверные операционные системы Содержание 4 ОК 01-10,
ПК 1.1
⦁ Основное назначение серверных ОС. Особенности серверных ОС.
⦁ Распределенные файловые системы.
Лабораторные занятия
4
⦁ Работа с сетевой файловой системой.
⦁ Работа с серверной ОС, например, Alt Linux.
⦁ Консультация 2
Самостоятельная работа
⦁ Создание виртуальной машины.
⦁ Установка операционной системы.
⦁ Анализ журнала аудита ОС на рабочем месте.
⦁ Изучение аналитических обзоров в области построения систем безопасности операционных систем.
⦁ Подготовить сообщения по теме: Виртуальная память
⦁ Подготовить сообщения по теме: Технологии Windows.
⦁ Установка и настройка операционных систем Linux.
⦁ Подготовить сообщения по теме: Семейство операционных систем Unix.
⦁ Составление справочной таблицы по теме «История развития операционных систем».
⦁ Составление справочной таблицы по теме «Сравнение операционных систем».
⦁ Описание параметров загрузки операционной системы на домашнем ПК.
⦁ Составить схемы «Структура системы MS DOS.
⦁ Структура системы UNIX».
⦁ Подготовка сообщения по теме «Общие сведения о процессах».
⦁ Подготовка доклада по теме «Общие сведения о потоках».
⦁ Составить и заполнить таблицу «Управление реальной памятью. 24
Промежуточная аттестация в форме экзамена 6
Всего: 120
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МДК 01.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для реализации программы междисциплинарного курса предусмотрена лаборатория «Программирования и баз данных», оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения:
⦁ Рабочие места на 25 обучающихся;
⦁ Автоматизированные рабочие места на 12 обучающихся: АРМ ученика-графика (H310M Процессор Intel Core i3 8100 Оперативная память DDR4 8GB Жесткий диск Seagate SATA-III 1Tb Видеокарта GTX 1050 2048Mb Клавиатура + мышь Монитор Philips 23.5" IPS ПО Microsoft Windows 10)
⦁ Автоматизированное рабочее место преподавателя: Процессор Intel Core i3 8700 Оперативная память DDR4 8GB Жесткий диск WD Original SATA-III 2Tb Накопитель SSD SATA III 250Gb Монитор Philips 23.5" S27F358FWI B350M-A Видеокарта 1070 8G Клавиатура + мышь Logitech Desktop Корпус Aerocool AERO-300 FAW 600W
⦁ Интерактивная доска 78" ActivBoard Touch Dry Erase 10 касаний, ПО ActivInspire, Проектор Epson EB-530 (интерактивная доска, проектор, кронштейн);
⦁ Маркерная доска;
⦁ МФУ Kyocera ECOSYS M2040dn (1102S33NL0) (А4,40 ppm,1200 dpi, 512 Mb, USB 2.0, Network, цв. сканер).
⦁ Комплект учебно-методической документации;
⦁ Фонд оценочных средств по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные источники
⦁ Гостев, И. М. Операционные системы: учебник и практикум для СПО / Гостев И. М. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 164 c.
⦁ Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: учебное пособие для СПО, издательство М.: Академия, 2023. -288 с.
3.2.2. Дополнительные источники:
⦁ Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учеб. пос., 5-е издание – М.: Форум, 2021. – 560 с.
⦁ Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 126 с.
⦁ Тенгайкин Е. А. Организация сетевого администрирования. Сетевые операционные системы, серверы, службы и протоколы. Практические работы: учебное пособие / Тенгайкин Е. А. - СПб.: Лань, 2020. - 97 с.: рис., табл. -(Среднее профессиональное образование).
⦁ Староверова Н. А. Операционные системы: учебник для СПО / Н. А. Староверова. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 412 с.
⦁ Щербак, А. В. Информационная безопасность: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Щербак. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15345-3. — Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519614 (дата обращения: 13.11.2024).
3.2.3. Электронные источники:
1. Информационно-справочная система по документам в области технической защиты информации www.fstec.ru
2. Информационный портал по безопасности www.SecurityLab.ru.
3. Российский биометрический портал www.biometrics.ru
4.Сайт журнала Информационная безопасность http://www.itsec.ru.
5.Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» htpp\\:www.ict.edu.ru
Интернет-ресурсы:
⦁ http://www.intuit.ru/department/os/baseoperatesys/class/free⦁ Карпов ⦁ В.Е.⦁ Основы операционных систем. Видеокурс.
http://avinout.com⦁ Операционные системы. Электронный учебник и курс лекций.
⦁ http://vlad.allfound.ru/?q=node/26⦁ Лекционный материал по учебной дисциплине «Операционные системы, среды и оболочки».
http://igor⦁ -⦁ timonin1962.narod.ru⦁ Руссинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство Windows.
⦁ http://www.xakep.ru/post/55194⦁ Файлы-призраки: как криминалисты восстанавливают надежно удаленные данные?
http://www.ict.edu.ru Федеральный образовательный портал
http://www.edu-it.ru ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума
http://www.intuit.ru Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы междисциплинарного курса обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Требования к квалификации педагогических работников. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемой дисциплине, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии, не реже
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МДК 01.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля Критерии оценки Методы оценки
ПК 1.1. Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации Оценка «отлично» - предложенное программное обеспечение установлено, обоснован вариант конфигурации, обеспечен доступ различным категориям пользователей, обеспечена совместимость компонент с ранее установленными программными продуктами, проконтролировано качество функционирования с помощью встроенных средств.
Оценка «хорошо» - предложенное программное обеспечение установлено, обоснован вариант конфигурации, обеспечен доступ различным категориям пользователей, обеспечена совместимость компонент с ранее установленными программными продуктами, проконтролировано качество функционирования.
Оценка «удовлетворительно» - предложенное программное обеспечение установлено, обеспечен доступ различным категориям пользователей, обеспечена совместимость компонент с ранее установленными программными продуктами, проконтролировано качество функционирования. Текущая аттестация:
Тестирование.
Экспертное наблюдение выполнения лабораторных работ.
Экспертное наблюдение выполнения практических работ.
Защита отчетов по лабораторным и практическим занятиям
Промежуточная аттестация в форме экзамена
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ⦁ обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
⦁ адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач Экспертное наблюдение за выполнением работ
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ⦁ использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ⦁ демонстрация ответственности за принятые решения
⦁ обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ⦁ взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик;
⦁ обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных)
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ⦁ демонстрировать грамотность устной и письменной речи
⦁ ясность формулирования и изложения мыслей
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ⦁ соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ⦁ эффективное выполнение правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик;
⦁ демонстрация знаний и использование ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ⦁ эффективность использовать средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья при выполнении профессиональной деятельности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ⦁ эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ⦁ эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке.