Контакты:

 Тема 3.6. Философия религии и науки

 

Вопросы:

 

1. Определение религии, ее основные черты и функции

2. Философия и религия: сходства и различия.

3. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, деизм, пантеизм.

4. Атеизм и свободомыслие в философии.

5. Проблема свободы, совести, реализация этого принципа в современном мире.

 

1. Определение религии, ее основные компоненты и функции.

Предметом философии религии выступают важнейшие особенности феномена религии, прежде всего, ее сущность и структура, а также место религии в системе духовной жизни общества, отличия религии от иных способов духовного освоения мира.

Слово "религия" (religio) в переводе с латинского имеет 11 значений: совестливость, благочестие, набожность, богослужение, святость и святыня, сомнение, прегрешение, вина, суеверие, добросовестность, знамение.

     В философии религия это - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

    Компоненты религии:

·      верования и представления, составляющие систему догматов и мифологию данной религии;

·      культ - совокупность религиозно-магических действий, выполняемых в соответствии с канонами религии специальными лицами и верующими;

·      церковь как общественный институт, объединяющий на религиозной почве приверженцев религии, выступающий как средство упорядочения отношений внутри религиозного объединения и связей со светскими группами и организациями;

·      эмоциональные переживания, связанные с культом и вероучением религии;

·      нормы нравственности, освящаемые и поощряемые религией.

Основные функции религии:

Функция

Ее сущность

Пример

мировоззренческая

Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в этом мире

Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п.

Компенсаторная (психологическая)

в иллюзорно-мистической форме компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д.

Посещение богослужения, церковные обряды

регулирующе-контролирующая

приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.п.;

Библейские заповеди «не убий», «не укради»

экзистенциальная

стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.

Буддизм призывает своих сторонников к ненасилию, бережному отношению ко всему живому, нестяжательству.

коммуникативная

устанавливает прочные связи и регулярное общение между единоверцами;

 

Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва.

интегративная

объединяя людей в рамках единого мировоззрения и системы ценностей, содействует социальной, идейной и политической интеграции;

Роль Православной церкви в объединении русских земель в XIV-XV вв.

воспитательная

Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств

Воспитание доброты, милосердия, уверенности

 

2. Философия и религия: сходства и различия

 Религия (теология) и философия имеют много сходных черт. И религия, и философия:

·    являются формой общественного сознания;

·    представляют учение об общих принципах бытия и познания;

·    являются учением о всеобщих законах развития природы общества и мышления;

·    исследуют познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру;

·    включают в качестве дисциплин онтологию, гносеологию, этику, эстетику.

Главное различие между религией и философией состоит в том, что первая основывается на приоритете веры над знаниями, а вторая - знаний над верой.

Еще в эпоху раннего христианства был сформулирован подход о гармонии веры и знания: знания являются фундаментом для веры (Климент Александрийский).

1.        Виды религиозного отношения к действительности.

Взаимодействие с наукой религия всегда игнорировала. Эта несовместимость приводила к последовательному вытеснению религии из общественного сознания, к замене ее некоторыми промежуточными между религией и наукой формами (пантеизм и деизм). Под воздействием пантеистических и деистических взглядов, тесно взаимодействовавших с научными, религия свое противопоставление науке постепенно сглаживала с середины XIX века.

Существуют различные типы человеческих представлений о богах:

¾                   политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами;

¾                   монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм;

¾                   деизм -  в этом учении, сформировавшемся в XVII веке, существование Бога как творца мира признается. Но после акта творения Бог уже не принимает в дальнейшем его существовании и развитии никакого участия, не вмешивается в закономерности течения его событий (так трактовал Бога, в частности, Ньютон). Деизм основывается уже не на откровении, а на разуме, интеллекте, с достаточным использованием данных науки. Фактически, деизм, как и пантеизм, это уже не религия, хотя понятию "Бог" здесь отведено место, пусть и ограниченное. Человек и его деятельность от Бога зависящей уже не признается. В наше время на деистических позициях стоят многие естествоиспытатели на Западе. Даже среди священнослужителей деистические взгляды фактически становятся преобладающими в наше время, ибо они хоть как-то позволяют примирить теизм с наукой;

¾                   пантеизм - это растворение Бога во всей природе, приравнивание понятия "Бог" к понятию "природа" и отождествление их. Сформировался пантеизм как особое (наряду с религией и наукой) учение к началу XVII века и был в то время выразителем антирелигиозного направления (например, итал. философ Д. Бруно, англ. философ Д. Таланд, нем. философ Г. Гегель и др.);

¾                   теизм  как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы.

4. Атеизм и свободомыслие в философии.

Понятие свободомыслие (вольнодумство) широко используется в религиоведении для обозначения оппозиции, альтернативы по отношению к церковной нетерпимости, догматизму, авторитаризму.

Крупнейший вклад в развитие свободомыслия внесли мыслители XVII–XIX вв. В этот период происходит становление наиболее последовательной формы свободомыслия – атеизма.

Основные этапы развития свободомыслия в истории философии:

¾                   свободомыслие как широкое течение культурной жизни Нового времени опиралось на развитие естественных наук, медицины, математики, истории. Мыслители XVII – нач. XVIII вв. Р. Декарт, П. Гассенди, П. Бейль, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж Локк, Дж. Толанд и др. разрушали основы средневекового христианского мировоззрения, выступали против догматизма и слепого подчинения традиционному мышлению:

-     Т. Гоббс -отвергая представления о божественном происхождении религии, характеризует ее как инструмент политической власти для удержания народа в повиновении;

-     Бенедикт Спиноза, отвергая многие догматы иудаизма и христианства, приходит к выводу, что религия имеет земной источник, является «фантазией и бредом робкой и подавленной души» угнетенных;

-     Пьер Бейль выступал против идей нравственности религии и безнравственности атеизма, доказывая, что в нравственном отношении атеист может быть гораздо выше верующего.

¾                   Различные формы критики религии были свойственны мыслителям французского Просвещения. Преимущественно деистическую позицию занимали Вольтер, Д’ Аламбер, Кондильяк, Руссо, атеистическую – философы-материалисты Дидро, Гельвеций, Гольбах:

- Мари Франсуа Вольтер- отстаивая самостоятельность науки от религии, он резко осуждал фанатизм, нетерпимость и корыстность католической церкви,  в то же время Вольтер не призывал вовсе отказаться от религии, считая ее «уздой» для удержания в повиновении «черни»;

- Жан Жак Руссо противопоставлял католицизму «естественную религию», которая должна быть свободна от суеверий и фанатизма, согласована с требованиями разума и общественными интересами;

- Поль Гольбах видит ее социальное назначение в защите интересов привилегированных сословий, борьбе против передовой науки и культуры.

¾                   В ХVIII в. идеи свободомыслия получают развитие и в России. Значительный вклад в развитии свободомыслия внесли М.В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. С. Аничков;

¾                   значительный вклад в развитие буржуазного атеизма XIX в. внесли Л. Фейрбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. И. Ленин:

-     Людвиг Фейербах, отвергая мораль христианства, ратовал за новые общественные отношения: «...на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку как единственно истинную религию»;

-     атеистическая концепция К. Маркса и Ф. Энгельса доказывала, что в условиях классового общества религия используется господствующими классами для духовного порабощения эксплуатируемых, обоснования и защиты социального угнетения и несправедливости. атеистические идеи получили развитие в трудах революционеров-демократов;

-     В. Г. Белинский, обличая религию как идейного союзника самодержавия и крепостничества, утверждал, что преодоление религии связывал с просвещением и общественными преобразованиями;

-     многие работы В.И. Ленина, призывал придать «воинствующий» характер пролетарскому атеизму, и понимание религии как «опиума народа», Вместе с тем в работах Ленина утверждалось, что партия «безусловно против малейшего оскорбления… религиозных убеждений» граждан, «чувств верующих» и «относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры…»;

¾                     западноевропейское свободомыслие в ХХ в. было ориентировано на утверждение секуляризованной морали, критику религии с позиций современного естествознания, скептицизма, деизма, пантеизма. В нем выделяют ряд направлений: неопозитивистское, фрейдистское, нигилистическое, атеистического экзистенциализма и др.:

- Бертран Рассел, основоположник неопозитивистского направления, которое развивает линию скептицизма в отношении к религии. Религию он характеризует как главное препятствие на пути цивилизации, без устранения которого человечество не сможет быть счастливым;

- основателем фрейдистского направления является   психотерапевт и философ Зигмунд Фрейд, отрицая религиозные основы нравственности, ценность религиозного воспитания, он считал необходимым полагаться на свои собственные силы, освобождаться от власти авторитетов;

- нигилистическое направление сформировалось под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Ницше, который считал, что христианство уничтожает человеческое в человеке, лишает его полноты жизни, культивирует посредственность, бессилие и слабость;

- наиболее влиятельным представителем атеистического экзистенциализма является французский философ Жан Поль Сартр, утверждавший, что абсолютная свобода человека исключает религиозную веру.

Формы свободомыслия достаточно многообразны:

¾                     богоборчество  — осуждение богов за попущение злу и неустройство в мире, за их равнодушие к людским страданиям, за несправедливость и жестокость;

¾                     религиозный нигилизм - выражается в отвержении ее духовных ценностей. Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям, на теоретическом - опирается на определенные философские учения;

   - антиклерикализм — это идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе;

    - религиозный скептицизм сомнение в истинности религии или отдельных ее положений – проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения первобытного общества; 

   - атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ, или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии.

5. Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире.

Свобода совести – это свобода человека самостоятельно определять свое отношение к религии, осуществлять выбор между мировоззренческими альтернативами – быть последователем какой-либо религии либо отвергать религиозную веру, вести религиозный либо безрелигиозный образ жизни, а также свободно выражать и распространять данные убеждения.

Формами выражения свободы совести являются, таким образом, свобода вероисповеданий и свобода атеизма.

Свобода совести гарантируется взаимным невмешательством религиозных организаций и государства в дела друг друга, отделением государственной системы образования от церкви.

Признание права человека на свободу религии имеет гораздо более короткую историю, нежели конфессиональная нетерпимость. Этот принцип в качестве базового условия свободы личности только недавно утвердился в международном праве и до сегодняшнего дня не нашел реального воплощения ни только в практике, но и в конституционально-правовом установлении многих и многих стран. Даже в тех из них, которые задекларировали право на свободу совести, оно нередко подвергается нарушениям или не выходит за пределы веротерпимости.

К числу важнейших международно-правовых актов, где наиболее полно определены все стороны принципа свободы совести, относятся:

· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1976 г.);

· Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (ООН, 1981 г.

Современные универсальные международные стандарты принципа свободы совести включают в себя следующие положения: равенство всех религий перед законом, право граждан исповедовать любую религию или не придерживаться никакой религии; право на атеизм; равное право на распространение религиозных, атеистических и иных мировоззренческих убеждений; светский характер государства, отделение от государства религиозных и других, созданных по мировоззренческому принципу, организаций, светский характер образования; свободное отправление религиозных культов, поскольку они не нарушают общественного порядка и законодательства и не покушаются на личные права, здоровье, честь граждан; равенство всех граждан перед законом, независимо от их отношения к религии; запрет на разжигание религиозных распрей. р

Дополнительный материал:

1.     Видеопрезентация «Свобода совести».  

 Вопросы для закрепления:

 1.Назовите сходства и различия философии и религии.

 2. Назовите и охарактеризуйте различные виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, деизм, пантеизм, теизм.

  3.Охарактеризуйте основные этапы развития свободомыслия в истории философии.

  4.В чем состоит сущность деистической позиции по вопросу религии французских философов эпохи Просвещения?

  5.Раскройте содержание атеистической концепции К. Маркса и Ф. Энгельса.

  6.В чем философский смысл понятия свобода совести?