МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РД

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД «ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А.ИЛИЗАРОВА»

 

 

                                                                                                                                                                                                                             Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                            Зам. директора

                                                                                                                                                                                                                           __________З.Т. Айдынбекова

                                                                                                                                                                                                                                    « » 2019г.

 

 

Календарно – тематический план

 

Преподавателя Ахмедова Мезанфара Маликовича

По предмету МДК 05.03. Технология оказания медицинских услуг

Для 1 курса - 1 группы

Специальности Акушерское дело

Количество часов по учебному плану

Теоретические занятия на семестр 2019 /2020 уч. года час

Практические занятия на 2 семестр 2019 /2020 уч. года 10 час

 

 

 

 

Календарно – тематический план рассмотрен на заседании ПЦК ____________________________ цикла

« » __________ 2019 г. (протокол №1)

 

 

Календарно – тематический план утвержден на заседании методического совета «___» сентября 2019 г. (протокол №1) _________

 

 

 

№ занятия

 

Наименование занятия

Практические занятия

количество часов

Место проведения занятий

Задания для студентов

1

Медикаментозное лечение в сестринской практике

Актовый зал

Учебник

Л.И.Кулешова Е.В.Пустоветова

2

Участие м/с в лабораторных методах исследованиях

Актовый зал

Учебник

Л.И.Кулешова Е.В.Пустоветова

3

Участие м/с в инструментальных методах исследованиях

Актовый зал

Учебник

Л.И.Кулешова Е.В.Пустоветова

4

Терминальные состояния. Фазы. Сердечно-легочная реанимация. Обструкция дыхательных путей инородным телом.

Актовый зал

Учебник

Л.И.Кулешова Е.В.Пустоветова

5

Потеря, горе, смерть. Сестринская помощь.

Актовый зал

Учебник

Л.И.Кулешова Е.В.Пустоветова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 1

Медикаментозное лечение в сестринской практике.

План

Значение медикаментозного лечения в сестринской практике

Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии

Пути введения лекарственных средств

Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды»

Распределение лекарственных средств на сестринском посту

Распределения лекарственных средств в процедурном кабинете

Учет и хранение наркотических, ядовитых, сильнодействующих, лекарственных средств

1. Значение медикаментозного лечения в сестринской практике

Медикаментозная терапия является одним из важнейших лечебных мероприятий. От того насколько умело и грамотно медицинская сестра применяет назначенные пациенту лекарственные средства, во многом зависит успех лечения. Лекарственные средства применяются в строго определенных количествах. Одно и то же лекарственное средство в зависимости от его количества, возраста человека и состояния его организма может оказывать лечебное действие или наносить сильнейший вред организму, являясь ядом, и даже приводить к смерти.

Действие медикаментов может быть направлено на устранение причины заболевания (этиотропное действие), исправление нарушения функции организма (патогенетическое действие), ликвидацию отдельных симптомов (симптоматическое действие).

 

 

2. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии

В амбулаторных условиях - на дому пациент принимает лекарственные средства самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, пациент должен получать достаточно информации о лекарственных средствах, которые он принимает. Для этого медицинская сестра обучает пациента и/или членов его семьи. Перед обучением, нужно определить:

способность к обучению;

желание обучаться.

Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:

цель приема назначенного лекарственного средства;

ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

как поступить при наступлении побочных явлений;

способ и время приема;

чем запивать лекарственное средство;

о необходимости исключить из рациона какие-либо продукты на время лечения;

о необходимости исключить алкоголь;

предполагаемую продолжительность лечения;

последствия несоблюдения схемы лечения;

о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).

Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.

 

3. Пути введения лекарственных средств

Путь введения лекарственных средств в организм в значительной степени определяет скорость наступления, длительность и силу действия лекарств, спектр и выраженность побочных эффектов. В медицинской практике принято подразделять все пути введения на:

энтеральный (внутренний) - через желудочно-кишечный тракт;

наружный - через кожные покровы, слизистые оболочки или дыхательные пути;

парентеральный, минуя желудочно-кишечный тракт.

Энтеральные пути введения лекарственных средств.

Энтеральный путь включает в себя: введение препарата внутрь через рот (per os) или перорально; под язык (sub lingua) или сублингвально, в прямую кишку (per rectum) или ректально.

Пероральный путь (его еще называют приемом препарата внутрь) самый удобный и простой, поэтому его наиболее часто используют для введения лекарственных препаратов. Всасывание лекарств, принятых через рот, происходит преимущественно путем простой диффузии неионизированных молекул в тонкой кишке, реже - в желудке. Эффект препарата при его приеме внутрь развивается через 20-40 мин, поэтому для экстренной терапии этот путь введения не годится.

При этом до поступления в общий кровоток лекарства проходят два биохимически активных барьера - кишечник и печень, где на них воздействуют соляная кислота, пищеварительные (гидролитические) и печеночные (микросомальные) ферменты, и где большинство лекарств разрушаются (биотрансформируются). Характеристикой интенсивности этого процесса является биодоступность, которая равна процентному отношению количества лекарства, достигшего кровеносного русла, к общему количеству лекарства, введенного в организм. Чем больше биодоступность лекарства, тем более полно оно попадает в кровь и тем больший эффект оно оказывает. Низкая биодоступность является причиной того, что некоторые лекарства неэффективны при приеме внутрь.

Скорость и полнота всасывания лекарств из желудочно-кишечного тракта зависит от времени приема пищи, ее состава и количества. Так, натощак кислотность меньше, и это улучшает всасывание алкалоидов и слабых оснований, в то время как слабые кислоты усваиваются лучше после еды. Лекарства, принятые после еды, могут взаимодействовать с компонентами пищи, что влияет на их всасывание. Например, кальция хлорид, принятый после еды, может образовывать с жирными кислотами нерастворимые кальциевые соли, ограничивающие возможность всасывания его в кровь.

Быстрое всасывание лекарств из подъязычной области (при сублингвальном введении) обеспечивается богатой васкуляризацией слизистой оболочки полости рта. Действие препаратов наступает быстро (через 2-3 мин). Сублингвально наиболее часто применяют нитроглицерин при приступе стенокардии, а клофелин и нифедипин для купирования гипертонического криза. При сублингвальном введении лекарства попадают в бoльшoй круг кровообращения, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, чтo позволяет избежать его биотрансформации. Препарат следует держать во рту до полного его рассасывания. Часто сублингвальное применение лекарственных средств может вызывать раздражение слизистой оболочки полости рта.

Иногда для быстрого всасывания препараты применяют за щеку (буккально) или на десну в виде пленок.

Ректальный путь введения используют реже (слизи, суппозитории): при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при бессознательном состоянии больного. Биодоступность лекарств при этом пути введения выше, чем при пероральном. Около 1/3 лекарственного препарата поступает в общий кровоток, минуя печень, поскольку нижняя геморроидальная вена впадает в систему нижней полой вены, а не в портальную.

Наружные пути введения лекарственных средств.

Для получения локального эффекта на поверхность кожи или слизистых оболочек наносятся лекарственные средства. При наружном применении (смазывание, ванночки, полоскания) лекарственный препарат образует комплекс с биосубстратом на месте введения - местное действие (противовоспалительное, анестезирующее, антисептическое и т.д.), в отличие от резорбтивного, развивающегося после всасывания.

Некoтopые препараты, длительно применяемые наружно (глюкокортикоиды), кроме местного эффекта могут оказывать и систeмное действие. В последние годы разработаны лекарственные формы на клейкой основе, обеспечивающие медленное и длительное всасывание, за счет чего повышается продолжительность действия препарата (пластыри с нитроглицерином и др.).

Ингаляция.

Таким путeм вводятся в организм газы (летучие анестетики), порошки (хромогликат натрия), аэрозоли (бета-адреномиметики). Через стенки легочных альвеол, имеющих богатое кровоснабжение, лекарственные вещества быстро всасываются в кровь, оказывая местное и систeмное действие. При прекращении ингаляции газообразных веществ наблюдaeтся и быстрое прекращение их действия (эфир для наркоза, фторотан и др.). Вдыханием аэрозоля (беклометазон, сальбутамол) достигается их высокая концентрация в бронхах при минимальном систeмном эффекте. Раздражающие вещества путeм ингаляции не вводятся в организм, кроме того, поступающие лекарственные средства в левые отделы сердца через вены могут вызвать кардиотоксический эффект.

Интраназально (через нос) вводятся средства, оказывающие местное действие на слизистую носа, а также некоторые лекарства, влияющие на центральную нервную систему.

Электрофорез.

Этот путь основан на переносе лекарственных веществ с поверхности кожи в глубоколежащие ткани с помощью гальванического тока.

Парентеральные пути введения лекарственных средств.

Парентерально вводятся лекарственные вещества в форме водных растворов, чтo обеспечивает:

быстрое наступление эффекта и точное дозирование лекарственного средства;

быстрое прекращение поступления препарата в кровь при возникновении побочных реакций;

вoзмoжнoсть применения лекарственных веществ разрушающихся, невсасывающихся из желудочно-кишечного тракта или раздражающих его слизистую оболочку.

Другие пути введения лекарственных средств.

При и для спинномозговой анестезии используется субарахноидальное введение лекарств. При остановке сердца адреналин вводят внутрисердечно. Иногда лекарства вводят в лимфатические сосуды.

4. Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды»

Правила раздачи лекарственных средств.

Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.

Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи, (с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.

Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).

Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.

Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях - киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизмененном виде.

Запомните! Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных форм часто значительно изменяет действие лекарственного препарата.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде (если это разрешено в аннотации).

Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). При раздаче этих лекарственных форм удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например 0,1-процентный раствор атропина сульфата) назначают в каплях.

Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, то пипеткой (отдельной для каждого флакона!) отмеривают в мензурку нужное количество капель, добавляют немного воды и дают выпить пациенту. Жидкость, оставшуюся в пипетке, выливают.

5. Распределение лекарственных средств на сестринском посту

Лекарственные средства на сестринском посту должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро найти нужный препарат. Лекарственные средства для наружного и внутреннего применения должны храниться на посту медицинской сестры в запирающемся шкафу на различных полках, их систематизируют по назначению и помещают в отдельные емкости. Например, все упаковки с антибиотиками (ампициллин, оксациллин и др.) складывают в одну емкость и подписывают «Антибиотики»; средства, снижающие артериальное давление (клофелин, папазол и др.), помещают в другую емкость с надписью «Гипотензивные средства» и т. д.

На полке следует отдельно размещать твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы. Лекарственные формы, изготовленные в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, а для внутреннего - белую.

Запомните! Сестринский персонал не имеет права:

менять форму лекарственных средств и их упаковку;

одинаковые лекарственные средства из разных упаковок объединять в одну;

заменять и исправлять надписи на этикетке с лекарственным средством;

хранить лекарственные средства без этикеток.

Лекарственные средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте.

Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази размещают в холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных препаратов. На разных полках холодильника температура колеблется от +2 (на верхней) до +10°С (на нижней). Препарат может стать непригодным, если его поместить не на ту полку холодильника. Температура, при которой должен храниться лекарственный препарат, указана на упаковке. Срок хранения настоев и микстур в холодильнике - не более 3 дней. Признаками непригодности таких лекарственных средств являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха.

Настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся более концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы следует хранить во флаконах с плотно притертыми пробками или хорошо завинчивающимися крышками.

6. Распределения лекарственных средств в процедурном кабинете

Прежде всего, следует разделить лекарственные средства в зависимости от способа введения. Все стерильные растворы в ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете в стеклянном шкафу. На одной из полок располагают антибиотики и их растворители, на другой (нижней) - флаконы для капельного вливания жидкостей вместительностью 200 и 500 мл, на остальных полках - коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или Б (сильнодействующие), т. е. растворы витаминов, дибазола, папаверина, магния сульфата и др. В холодильнике при определенной температуре (от +2 до +10 °С) хранятся вакцины, сыворотки, инсулин, белковые препараты.

Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке - 3 дня. Если за это время они не реализованы, их следует вернуть старшей медсестре.

7. Учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств

Лекарственные средства, входящие в список А и Б, хранят раздельно в специальных шкафах (в сейфе). Сейф с лекарственными средствами должен запираться на ключ. Ключи от сейфа с наркотическими препарата­ми находятся у ответственного лица, определенного приказом главного врача ЛПУ. Передача содержимого и ключей от сейфа с наркотическими средствами регистрируется в специальном журнале. Допускается хранить лекарственные средства списка А (наркотические анальгетики, атропин и др.) и списка Б (аминазин и др.) в одном сейфе, но в разных, раздельно запирающихся отделениях. В сейфе хранят также остродефицитные и дорогостоящие средства. На отделении сейфа, где хранятся ядовитые лекарственные средства, с наружной стороны должна быть надпись «Venena» (А), а на внутренней стороне дверцы сейфа этого отделения - перечень лекарственных средств с указанием максимальных разовых и суточных доз. Отделение сейфа с сильнодействующими лекарственными средствами помечается надписью «Heroica» (Б).

Для учета расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем ставят круглую печать ЛПУ.

Для учета каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.

Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определенной форме.

Учет расходования лекарственных средств списков А и Б ведет также старшая медицинская сестра отделения.

За нарушение правил учета и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.

Запомните!

Сестринский персонал имеет право вскрыть ампулу и ввести пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в медицинскую карту и в его присутствии. О сделанной инъекции делается соответствующая запись в «Медицинской карте», удостоверенная подписями лечащего врача и медицинской сестры с указанием названия, дозы и времени введения препарата. После введения наркотического лекарственного средства из шприца-тюбика срезают его капсулу.

Пероральный и наружный прием наркотических лекарственных средств осуществляется также в присутствии врача и медицинской сестры и отмечается в «Медицинской карте» по той же схеме.

Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств процедурная медицинская сестра не выбрасывает, а хранит их в сейфе процедурного кабинета в течение суток и ежедневно сдает старшей медицинской сестры отделения.

При передаче дежурства проверяется соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и шприц-тюбиков и остаток) с фактическим количеством ампул и шприц-тюбиков.

Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 2

Участие сестры в лабораторных методах исследования

 

План

Понятие о лабораторных методах исследования

Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование

Ошибки, приводящие к недостоверности результата лабораторных исследований

Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений и оформление направления. Требования к лабораторной посуде

Универсальные меры предосторожности при взятии биологического материла на лабораторные исследования

Правила взятия биологического материала для лабораторных исследований

Правила хранения различных видов проб биологического материала

Транспортировка биологического материала в лабораторию

 

1. Понятие о лабораторных методах исследования

Лабораторные методы исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования проводятся строго по показаниям в зависимости от диагноза.

2. Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование

В обязанности медицинской сестры входит подробный инструктаж пациентов о порядке подготовки и сбора биологического материала для исследования. Кроме того, сестра уточняет наличие информированного согласия у пациента и понимание им цели предстоящего исследования.

3. Ошибки, приводящие к недостоверности результата лабораторных исследований

Очень большое значение для организации достоверной диагностики имеет правильно организованный забор материала на исследование.

Для получения достоверных результатов любого из существующих на сегодняшний день методов лабораторных исследований необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих негативное влияние на его результаты.

К этим факторам можно отнести:

состояние пациента, предшествующее взятию у него биологического материала для исследования;

свойства биологического материала;

условия взятия, временного хранения и транспортировки биологического материала.

Первая группа факторов должна приниматься во внимание, прежде всего, при назначении лабораторного исследования пациенту и указываться в направлении на исследование. Все факторы, входящие в эту группу можно разделить на две категории:

факторы, которые должны быть указаны при любом виде лабораторного исследования – пол, возраст, основной диагноз;

факторы, которые указываются при некоторых видах лабораторных исследований - национальность, физиологическое состояние (беременность, наличие сопутствующих заболеваний, фаза менструального цикла), прием лекарственных препаратов, прием пищи, голодание, курение, прием алкоголя.

Ко второй и третьей группе факторов относятся - стабильность анализируемого биологического материала. От этого зависят необходимость использования специальных контейнеров с консервантами и транспортных сред для временного хранения, а также условия транспортировки биологического материала в лабораторию (соблюдение температурного режима и влажности).

Факторы, искажающие результат

несоблюдение требований, предъявляемых к исследованию;

неправильная техника взятия пробы;

несвоевременная отправка пробы в лабораторию.

4. Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений и оформление направления. Требования к лабораторной посуде

Палатная медицинская сестра ежедневно делает выборку назначений из медицинской карты стационарного больного и регистрирует в соответствующем журнале назначения на лабораторные исследования, а затем оформляет направления отдельно для каждого пациента.

Оформление направлений на различные виды лабораторных исследований.

Направления на различные виды лабораторных исследований оформляются на специальных бланках или на обыкновенном белом листе бумаги (при отсутствии бланков).

В бланке направления в лабораторию поликлиники необходимо указать:

название лаборатории (клиническая, биохимическая, бактериологическая и т.д.);

фамилию, имя, отчество пациента;

возраст;

номер амбулаторной карты;

номер участка, (номер кабинета, домашний адрес);

биологический материал;

цель исследования;

дату, подпись медицинской сестры, оформляющей направление.

Примечания.

В направлении в лабораторию крови от пациентов, перенесших или контактных по гепатиту, сделать маркировку.

При оформлении мазков из зева и носа на BL (возбудителя дифтерии) обязательно указать дату и час забора материала.

На бланке направления в лабораторию стационара необходимо указать:

фамилию, имя, отчество и возраст пациента;

номер или название отделения, номер палаты, номер истории болезни;

биологический материал;

цель исследования;

дату, подпись медицинской сестры, оформляющей направление.

Требования к лабораторной посуде.

Для взятия биологического материала на лабораторное исследование следует использовать преимущественно пластиковую одноразовую тару, герметично закрытую пластмассовыми, резиновыми пробками или завинчивающимися крышками. Запрещается использовать стеклянную посуду со сколами, трещинами и т.п. При взятии биологического материала в сосуды, закрытые целлюлозными (ватными) пробками, следует исключить их увлажнение.

Лабораторную посуду предварительно тщательно моют, она не должна содержать следов мыла, так как это может сделать биологический материал непригодным для исследования.

Моча собирается в чистые сухие банки с крышками.

Кал собирается в чистую, сухую стеклянную или пластиковую посуду.

Кровь у пациента забирается в стерильную пробирку с консервантом или без добавления консервантов.

Для собирания мокроты пользуются плевательницами различной емкости из светлого прозрачного стекла с делениями и крышкой.

Весь биологический материал для бактериологического исследования собирается в стерильную посуду.

5. Универсальные меры предосторожности при взятии биологического материла на лабораторные исследования

К работе по взятию биологического материала допускается медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж по технике работы и мерам безопасности.

При взятии биологического материала должны использоваться средства защиты: медицинские халаты, шапочки, сменная обувь, резиновые (латексные, виниловые) перчатки, а при необходимости - дополнительно марлевые маски (респираторы), очки, клеенчатые фартуки.

Все повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем или напальчником. Следует избегать уколов и порезов.

В случае загрязнения кожных покровов биологическим материалом (кровью) следует немедленно обработать их тампоном, обильно смоченным 70% спиртом, вымыть под проточной водой с мылом и повторно обработать 70% спиртом.

При загрязнении перчаток биологическим материалом (кровью) их снимают и сбрасывают в емкость с дезраствором.

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промывают большим количеством воды и прополаскивают 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаз обильно промывают водой (не тереть).

6. Правила взятия биологического материала для лабораторных исследований

Следует соблюдать оптимальные сроки для взятия биологического материала на исследование.

Взятие биологического материала должно осуществляться с учетом места максимальной локализации возбудителя и возможных путей его выделения в окружающую среду.

Взятие биологического материала должно производиться строго до начала применения антибактериальных и химиотерапевтических препаратов или не ранее чем через 10-14 дней после их отмены.

При взятии биологического материала следует строго соблюдать правила асептики, во избежание его случайной посторонней контаминации.

Для взятия биологического материала следует использовать стерильные инструменты, чистые (стерильные) пробирки, емкости или контейнеры.

Количество биологического материала должно быть достаточным для проведения исследования.

Отобранный биологический материал должен быть маркирован.

7. Правила хранения различных видов проб биологического материала

При хранении биологического материала в холодильнике каждый образец упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет. Для этой цели выделяется отдельный холодильник, хранение в котором пищевых продуктов и лекарственных препаратов не допустимо.

8. Транспортировка биологического материала в лабораторию

Материал доставляется в лабораторию с учетом правил транспортировки для различных видов исследований. При направлении материала на исследование, прежде всего, необходимо исключить вероятность контаминации собранного биологического материала.

Транспортировка биоматериала должна осуществляться в максимально короткие сроки: как правило, не более 1,5 - 2 часов.

Транспортировка биоматериала осуществляется в специальных закрытых переносках (укладках), желательно - термостатированных, выдерживающих дезинфекцию.

Контейнеры для транспортировки материала должны обеспечивать герметичность, стерильность, целостность образцов.

Сопроводительная документация помещается в предназначенный для нее карман переноски (укладки), а в случае его отсутствия - кладется в переноску в отдельном полиэтиленовом пакете.

В сопроводительном документе-направлении необходимо указать: цель исследования, фамилию, имя, отчество, возраст пациента, предполагаемый диагноз или показания к обследованию, дату взятия пробы, какое учреждение направляет материал. При необходимости указывается и дополнительная информация – физиологическое состояние пациента, курение, прием алкоголя и т.д.

Все образцы должны иметь четкую маркировку, обеспечивающую их безошибочную идентификацию. К каждому образцу прикладывается направление.

В случае несоблюдения правил взятия и условий доставки биологического материала образцы не подлежат лабораторному исследованию и об этом сообщается врачу, направившему биологический материал на исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 3

 

Участие сестры в инструментальных методах исследования.

 

План

Понятие об инструментальных методах исследования

Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование

Ошибки, приводящие к недостоверности результата инструментальных исследований

Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений и оформление направления

Рентгенологические методы исследования

Эндоскопические методы исследования

Ультразвуковые методы исследования

 

1. Понятие об инструментальных методах исследования

Инструментальные методы исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей комплексного обследования пациента. В ряде случаев их данные оказывают решающее значение для постановки диагноза.

Инструментальные методы исследования - это исследование структуры и функции органов человека при помощи специальной аппаратуры.

Методы:

рентгенологические методы,

радиоизотопные методы: радиометрия, радиография, сканирование,

эндоскопические методы,

функциональные методы: электрокардиография,

ультразвуковые методы: эхография.

В зависимости от характера заболевания врач назначает то или иное обследование, обладающее наибольшей информативностью в данном конкретном случае.

Каждый из инструментальных методов исследования позволяет характеризовать конкретные особенности структуры (морфологии) или функции изучаемого органа. Поэтому назначение нескольких инструментальных методов исследования в программе диагностики заболеваний у одного пациента не носит дублирующего характера, а позволяет раскрывать все стороны многочисленных процессов, происходящих в формировании заболеваний исследуемой системы, выявлять характер ее функциональных и морфологических взаимоотношений с другими органами и тканями.

2. Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование

Достоверность и информативность результатов рентгенологических, эндоскопических, ультразвуковых и других инструментальных методов исследования в немалой степени зависят от качества подготовки пациентов к проведению этих исследований.

В обязанности медицинской сестры входит подробный инструктаж пациентов о подготовке к любому методу инструментального исследования. Кроме того, сестра уточняет наличие информированного согласия у пациента и понимание им цели предстоящего исследования.

3. Ошибки, приводящие к недостоверности результата инструментальных исследований

Факторы, искажающие результат исследования:

несоблюдение требований подготовки, предъявляемых к исследованию;

неправильная техника проведения исследования.

4. Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений и оформление направления

Палатная медицинская сестра ежедневно делает выборку назначений из медицинской карты стационарного больного и регистрирует в соответствующем журнале назначения на инструментальные исследования, а затем оформляет направления отдельно для каждого пациента.

В направлении на инструментальное исследование необходимо указать:

фамилию, имя, отчество пациента,

возраст,

диагноз,

метод исследования,

цель исследования,

подпись врача (назначившего исследование).

5. Рентгенологические методы исследования

Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) - немецкий физик-экспериментатор, основоположник рентгенологии, в . открыл Х-лучи (рентгеновские лучи).

Рентгенологические методы исследования - инструментальные методы исследования с применением рентгеновских лучей, которые способны проникать через ткани организма и давать изображение (тень) на экране аппарата. Рентгенологическое (рентгеновское) исследование основано на свойстве рентгеновских лучей в различной степени проникать через ткани организма. Степень поглощения рентгеновского излучения зависит от толщины, плотности и физико-химического состава органов и тканей человека, поэтому более плотные органы и ткани (кости, сердце, печень, крупные сосуды) просматривается на экране (рентгеновском флюоресцирующем или телевизионном) как тени, а легочная ткань вследствие большого количества воздуха представлена областью яркого свечения.

 

 

6. Эндоскопические методы исследования

Эндоскопические методы исследования (эндо - внутри, скопо - смотрю) - инструментальные методы исследования, с помощью оптико-механических осветительных приборов (эндоскопы).

Эти методы проводят не только с диагностической целью, но и с лечебной. При неправильной технике проведения исследования возможны осложнения:

травмы органов,

внутренние кровотечения,

функциональные расстройства,

инфицирование полостей и органов,

аллергические реакции.

Перед исследованием проводят премедикацию (п/к вводят 1 мл 1% раствора атропина) и (или) местную анестезию, с целью обезболивания.

7. Ультразвуковые методы исследования

Ультразвуковые методы исследования (эхография) - инструментальные методы исследования, основанные на регистрации ультразвуковых волн на экране видеомонитора и фиксацией изображения на фотопленке. Ультразвуковые волны отражаются от границ тканей с различной плотностью, так как разные среды организма обладают неодинаковыми акустическими свойствами и по-разному отражают излучаемые аппаратом ультразвуковые сигналы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 4

 

Терминальное состояние. Фазы. Сердечно- легочная реанимация.

Обструкция дыхательных путей инородным телом.

План

Понятие о сердечно-легочной реанимации

Показания к проведению СЛР

Терминальное состояние

Признаки клинической и биологической смерти

 

1. Понятие о сердечно-легочной реанимации

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) - неотложная медицинская процедура, направленная на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти.

СЛР включает искусственную вентиляцию легких (искусственное дыхание) и компрессии грудной клетки (непрямой массаж сердца).

Успех реанимации во многом зависит от времени, прошедшего с момента остановки кровообращения до начала реанимации. В основе мероприятий, позволяющих повысить уровень выживаемости пациентов с остановкой кровообращения и дыхания лежит концепция «цепочки выживания». Она состоит из ряда этапов: на месте происшествия, при транспортировке, в операционной больницы, в отделении интенсивной терапии и в реабилитационном центре. Самым слабым звеном этой цепочки является эффективное обеспечение основной поддержки уровня жизни на месте происшествия. Именно от него в значительной мере зависит исход. Следует помнить, что время, в течение которого можно рассчитывать на успешное восстановление сердечной и дыхательной деятельности, ограничено. Реанимация в обычных условиях может быть успешной, если начата немедленно или в первые минуты после наступления остановки кровообращения и дыхания.

Основным принципом реанимации на всех этапах ее проведения является положение, что «реанимация должна продлевать жизнь, а не затягивать смерть». Конечные результаты оживления во многом зависят от качества реанимации. Погрешности в ее проведении могут наслаиваться впоследствии на первичное повреждение, вызвавшее терминальное состояние.

Основателем сердечно-легочной реанимации считается австрийский врач Петер Сафар, по имени которого назван тройной прием Сафара. В руководстве П. Сафара, созданного по заказу Всемирной федерации обществ анестезиологов (ВФОА) в 1968 году были изложены основные положения сердечно-легочной реанимации. Впоследствии руководство неоднократно дополнялось и переиздавалось. Методика проведения сердечно-легочной и базируется на стандартах, принятых ВФОА, и соответствует принятым в нашей стране принципам оживления организма.

Действия медицинских работников при оказании реанимационной помощи пострадавшим в России регламентированы приказом Минздрава РФ от 4 апреля 2003 года № 73 «Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий».

2. Показания к проведению СЛР

Отсутствие сознания.

Отсутствие дыхания.

Отсутствие кровообращения (эффективнее в такой ситуации проверять пульс на сонных артериях).

Угасание нервной системы.

Максимально чувствительны к гипоксии кора головного мозга и мозжечка. Под воздействием кислородного голодания мозга сначала возникают возбуждение и эйфория, сменяющиеся оглушением, сопором, комой. Проходит 15 секунд с момента выключения кровотока в головном мозге до потери сознания.

Прекращение сердечной деятельности.

Прекращение нагнетальной функции сердца возникает в результате асистолии или фибрилляции миокарда. Асистолия характеризуется прекращением сокращений предсердий и желудочков. Асистолия может возникнуть внезапно (первичная) или развиться после фибрилляции желудочков (вторичная). После первичной асистолии, как правило, сохраняются резервные возможности для успешного оживления организма. После вторичной - резервов нет, что значительно снижает шансы на успешную реанимацию.

Другим механизмом развития остановки кровообращения является фибрилляция желудочков. При ней возникают разрозненные, беспорядочные, разновременные и, что самое главное, неэффективные сокращения отдельных мышечных пучков. Фибрилляция приводит к остановке кровообращения (не определяются пульс и артериальное давление, останавливается дыхание, наступает потеря сознания, расширяются зрачки). Постепенно, с истощением энергетических запасов, фибрилляция становится слабовыраженной (низкоамплитудной) и переходит в полное прекращение сердечной деятельности (вторичная асистолия). В этом случае компенсаторное резервы миокарда в значительной степени истощены, что значительно снижает шансы на успешное оживление пострадавшего.

Сосудистый компонент.

Развитие терминальных состояний и непосредственно остановка кровообращения сопровождаются выраженными изменениями в различных тканях и средах организма. В просвете кровеносных сосудов образуются разного калибра сгустки из форменных элементов крови. Ухудшается деформируемость эритроцитов, которые не могут «протиснуться» в просвет капилляров, что приводит к «блокированию» сосудов микроциркуляторного русла (в норме диаметр эритроцита несколько превышает просвет капилляра; свойство деформироваться позволяет им менять свою форму и проходить через капилляры).

Нарушения обменных процессов.

В организме накапливаются продукты обмена веществ, кислоты, нарушается газовый состав крови, изменяется присоединение гемоглобина к кислороду. Идет истощение углеводных резервов организма и включение в обменный процесс жиров с развитием кетонемии. В организме накапливается до 1, 5 тыс. метаболитов, которых в норме нет. Накопление кислот ведет к снижению рН крови до 7 и ниже (норма 7, 35-7, 45).

3. Терминальное состояние

Терминальное состояние - это крайнее состояние, стоящее на границе жизни и смерти, при своевременно оказанной помощи, является обратимым состоянием.

Стадии терминального состояния

Стадии терминального
состояния (этапы

умирания_организма)

Клинические проявления

1. ПРЕАГОНИЯ

Характеризуется нарушением функций ЦНС и резким ухудшением гемодинамики:
- сознание еще сохранено, но пациент заторможен, сознание спутанное;
- кожные покровы бледные или цианотичные;
- пульс нитевидный, тахикардия;
- АД падает до рт. ст.;
- дыхание учащается;
- глазные рефлексы сохранены, зрачок узкий, реакция на свет ослаблена.
Длительность этой фазы от нескольких минут до нескольких суток.

2. АГОНИЯ

- отсутствие сознания, но пациент может слышать;
- резкая бледность кожных покровов с выраженным акроцианозом, мраморность;
- пульс определяется только на крупных артериях (сонной), брадикардия;
- дыхание редкое, аритмичное, судорожное, по типу «заглатывания воздуха» (агональное дыхание);
- зрачки расширены, реакция на свет резко снижена;
- могут возникнуть судороги, непроизвольные мочеиспускание и дефекация.
Длительность этой фазы от нескольких минут до нескольких часов.

3. КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Это переходное состояние, которое еще не является смертью, но уже и не может быть названо жизнью. Клиническая смерть наступает с момента остановки сердца и дыхания.
Продолжительность этой фазы 3-6 минут.

 

 

 

4. Признаки клинической и биологической смерти

Клиническая смерть - состояние, которое организм переживает в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания, когда полностью исчезают все проявления жизнедеятельности, но даже в наиболее чувствительных к гипоксии тканях еще не наступили необратимые изменения. Продолжительность 4-6 минут.

Признаки клинической смерти:

потеря сознания,

отсутствие пульса на сонных артериях,

отсутствие самостоятельного дыхания,

расширение зрачков и утрата их реакции на свет,

отсутствие артериального давления.

Биологическая смерть - это конечный этап жизни, необратимое прекращение всех процессов метаболизма в клетках и тканях и распад белковых структур. Наступление биологической смерти констатирует врач.

Признаки биологической смерти:

потеря сознания,

отсутствие пульса на сонных артериях,

отсутствие самостоятельного дыхания,

расширение зрачков и утрата их реакции на свет,

отсутствие артериального давления,

снижение t тела, бледность, цианотичность кожи и слизистых,

помутнение и высыхание роговицы, снижение тонуса глазных яблок,

трупное окоченение,

трупные пятна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 5

 

Потеря, смерть, горе. Сестринская помощь

План

1. Стадии горевания

2. Паллиативная помощь

3. Хоспис

Печаль и переживание - это специфическое поведение, которое проявляется после потери значимого человека, кого-то близкого или чего-то дорогого для человека, а также какого-то органа или части тела; оно прекращается после того, как человек смирится с этой потерей.

Горе - эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий (фаз).

Траур - обряды и традиции, которые помогают человеку справляться с горем.

В 1969 году одна из основательниц движения «Осознание смерти» доктор Элизабет Каблер-Росс (США) определила 5 эмоциональных стадий, которые проходит человек, получивший известие о предстоящей потере (смерти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стадии горевания

 

Сестринские вмешательства на различных этапах адаптации пациента к психической травме

Стадии горя

Сестринские вмешательства

I. «Отрицание»

Шок носит защитный характер, возникает конфликт между желанием узнать правду и желанием избежать тревогу. Психологический шок может перейти в психические припадки и истерику. Иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Всякие попытки утешения отвергаются. У некоторых пациентов наблюдается тяжелое оцепенение, у других -неоправданный оптимизм. Пациент говорит себе: «Нет, только не я», «Это неправда», «Не может быть».

Выяснить свои чувства по отношению к смерти, так как личное неприятие и страх могут быть перенесены на умирающего.

Попросить пациента описать на бумаге свои чувства, опасения, страхи. Это способствует психологической переработке этих эмоций. Важно посидеть у кровати больного (уменьшается его чувство заброшенности); внимательно слушать и сопереживать чувства больного (уменьшает чувство изоляции, способствует построению взаимоотношений); подержать руку, коснуться плеча (физическое прикосновение некоторым больным приносит чувство комфорта и демонстрирует заботу о них).

Информировать больного.

Поощрять те его вопросы, которые он готов задать (правильная информация может уменьшить беспокойство и прояснить ситуацию).

II. «Гнев»

Пациент раздражителен, у него наблюдается обостренная реакция злости, направленная как на самого себя, так и на того, кто несет ответственность за случившееся. Пациента сопровождает страх и разочарование. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?» «Почему я? Кто виноват?»

Признать право пациента испытывать гнев, что вызывает ощущение поддержки и взаимопонимания (дать больному «выплеснуться»).

Работать с пациентом так, чтобы он перевел гнев в позитивное русло. Это поможет больному повысить чувство собственного достоинства, держать эмоции под контролем и ощутить поддержку со стороны медперсонала.

III. «Просьба об отсрочке»

Пациент пытается совершить сделку с собой и с другими, и выиграть дополнительное время на жизнь. Чаще всего попытка «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом. Пациент обещает «Ему» что-то сделать, если «Он» даст ему возможность дожить до определенной даты или исцелит его самого.

Обеспечить поддержку (возможность обратиться к кому-либо и быть понятым помогают пациенту справиться со своими чувствами). Не призывайте пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным.

 

IV. «Депрессия»

У пациента постоянное плохое настроение, потеря интереса к окружающему, чувство вины и собственной неполноценности, безнадежность и отчаяние, попытка самоубийства или постоянные мысли о суициде.

 

 

Вовлекать пациента в привычный для него жизненный уклад (сокращает время, проводимое в размышлениях).

Уделять пациенту достаточное количество времени и общаться с ним (уменьшает чувство изоляции и способствует взаимопониманию).

Стараться держать под контролем чувство боли (комфортное состояние увеличивает желание пациента взаимодействовать с другими и уменьшает тенденцию к уединению).

Настроить пациента на обсуждение вопросов вины и потери, что поможет уменьшить чувство вины и возможные мысли за наказание за прошлые действия.

Предоставлять пациенту необходимое личное пространство (при туалете, купании). Это поддерживает чувство собственного достоинства.

V. «Принятие»

Пациент подготавливает себя к смерти и принятию ее факта. На этой стадии идет интенсивная духовная работа - покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. У пациента появляется большое желание сделать все возможное, чтобы смягчить боль утраты. У некоторых пациентов принятие безысходности положения приводит лишь к одному - желанию отдохнуть, уснуть. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворенности. Это означает прощание с жизнью, осознание конца.

Поддерживать контакт, даже если пациент не хочет общаться (уменьшение чувства изоляции).

Продолжать контроль за болевыми ощущениями (поддерживает состояние покоя и умиротворения на финальной стадии).

Оказать духовную поддержку (пригласить священника). Это поможет переосмыслить свою прожитую жизнь, покаяться, рассеять неразумный подход к вопросам религии и веры.

 

2. Паллиативная помощь

Паллиативная помощь - это активный многоплановый уход за пациентами, болезнь которых не поддается лечению. «Паллиативный» происходит от латинского слова «паллиум», что означает «покрывало». Таким образом, паллиативная помощь заключается в том, чтобы все симптомы заболевания человека были бы «укрыты покрывалом», и он смог ощутить безопасность и теплоту.

Задача: облегчение боли и других симптомов, решение психологических, социальных и духовных проблем.

Цель: достичь как можно лучшего качества жизни больных и их семей.

 

 

Принципы:

Поддерживать жизнь и относиться к смерти как к естественному процессу.

Не приближать и не затягивать смерть.

В период приближения смерти уменьшать боли и другие симптомы у больных, снижая тем самым дистресс.

Объединять психологические, социальные, духовные вопросы ухода за больными таким образом, чтобы они могли прийти к конструктивному восприятию своей смерти.

Предложить пациентам систему поддержки, позволяющую сохранить как можно более активный и творческий образ до самого конца.

Предложить систему поддержки для семей, чтобы они были в состоянии справиться с проблемами, вызванными болезнью близкого человека и возникающими в период переживания горя.

Пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи:

больные со злокачественными новообразованиями,

больные с необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью,

больные с необратимой почечной недостаточностью,

больные с необратимой печеночной недостаточностью,

больные с тяжелыми необратимыми поражениями головного мозга,

больные СПИДом.

Отличие паллиативной помощи от радикального лечения.

Радикальная медицина нацелена на излечение болезни и использует все средства, имеющиеся в ее распоряжении, пока есть хоть малейшая надежда на выздоровление.

Паллиативная помощь приходит на смену радикальной медицине с того момента, когда все средства использованы, эффекта нет, и перед пациентом возникает перспектива смерти.

 

3. Хоспис

Паллиативная помощь больным, находящимся на последней стадии неизлечимой болезни, оказывается через службу «Хоспис». Латинское слово «Хоспис» переводится как гость, и хозяин одновременно, то есть - место, где оказывают гостеприимство.

Первое заведение для ухода за умирающими, возникло во Франции (г. Лион) в 1842 году, основательницей является мадам Жиан Гарньер.

Первый хоспис в России создан в Санкт-Петербурге в 1990 году по инициативе бывшего журналиста Виктора Зорзы.

В 1991 году был создан приказ РСФСР № 19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода -многопрофильных и специализированных больниц».

В настоящее время в РФ начали работу более 20 хосписов.

Цель: забота о людях, находящихся на последней стадии неизлечимой болезни; строить свою заботу таким образом, чтобы сделать их жизнь настолько полноценной, насколько это возможно.

Основные принципы деятельности хосписа:

Услуги хосписа - бесплатны. За смерть нельзя платить, как и за рождение.

Хоспис - дом жизни, а не смерти.

Контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь пациента.

Смерть, как и рождение - естественный процесс. Его нельзя тормозить и торопить. Хоспис является альтернативой эвтаназии.

Хоспис - система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным.

Хоспис - школа и поддержка родственников и близких пациента.

Хоспис - это мировоззрение гуманизма.