08.06./10.06.2020г.
Группа №20, Изготовитель художественных изделий из керамики
Дисциплина : Литература
Тема урока: Н.С. Лесков. Личность и судьба писателя. 
 Домашнее задание.
1. Прочитать повесть «Очарованный странник».
2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.
 
Цель:
1.     Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
2.     Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
3.     Развитие навыков восприятия монологической речи.
4.     Развитие навыков записи лекции.
 
План лекции :
1.     Дописательская биография Лескова.
2.     Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.
3.     Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.
4.     Современники о творческом наследии Лескова.
 
 
 
 
Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузов­ских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процес­са. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургенев­ском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвя­щенная Лескову. А в сентябре 1966 года на межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию нашего города, прочитано 6 докладов о Лескове гостями из Омска, Киева, Якутска, Астрахани, Иванова и из Чехословакии. В 1974 году в Орле наконец открылся музей нашего земляка и прошла первая лесковская науч­ная межвузовская конференция.
«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.
Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.
Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Я с народом был свой человек...».
         В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 го­дов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворно­го влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.
Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.
Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.
Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.
Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали рус­ские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».
Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и акту­альными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.
Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,
«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действи­тельности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.
С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.
Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Ме­лочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.
В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».
Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независи­мую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в со­держании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.
Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том свя­щенном его значении», — утверждал Николай Семенович.
В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».
 
 
 Домашнее задание.
1. Прочитать повесть «Очарованный странник».
2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.
 

15.06./17.06.2020г.
Группа №20, Изготовитель художественных изделий из керамики
Дисциплина : Литература
Тема урока: « Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Домашнее задание.1. Ответить на вопросы:
1.Какие черты русского национального характера запечатлены в образе Ивана Флягина?
2. Что общего в повествовательной манере «Очарованного странника» и «Левши»?
3. Как автор относится к своему герою?
2.Тест.
 
 
 
Цели урока:
Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;
Воспитательная – формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ;
Развивающая – развивать творческий потенциал учащихся.
 
 
 
1. Вступительное слово
На ком или на чем держится земля русская? Многие писатели задавались этим сложным вопросом. Многие  считали, что держится она на простых людях, которые порой не отличаются друг от друга. Но эти люди ежедневно и постоянно совершают какие-то небольшие подвиги. Так считал и Н.С.Лесков, создавая цикл рассказов о праведниках русской земли в 70-е годы 19 века.
Мысль о создании цикла таких рассказов возникла у Лескова после спора с писателем Писемским. Писемский написал лескову о том, что нет уже святости на Руси, а вдуше каждого человека «ничего, кроме мерзости» не видно. Лескова поразило такое признание друга, и он создает такие произведения, как «Левша», «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».
Повесть «Очарованный странник» была задумана писателем после поездки летом 1872 года на ладожское озеро и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло отражение в тематике и языке повести. Именно об этом мы будем говорить с вами на уроке. А также обсудим образ главного героя повести, поговорим о смысле жизни наших предков.
 
2. Словарная работа.
Послушник – готовящийся к принятию монашества прислужник в монастыре.
Епархия  - церковно-административный округ, подчиненный архиерею.
Иеромонах – монашеский чин.
Рясофор – монах или послушник, носящий рясу и клобук без пострижения.
Ремонтер – офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерии.
…синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет.- Имеются в виду ассигнации различного достоинства: синие – пятирублевые, серые – десятирублевые, красные – двадцатипятирублевые, белые – достоинством в 100 и 200 рублей.
3. Беседа по вопросам:
- Каков смысл названия произведения?
-  На первый взгляд название кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и в то же время печально. В нем чувствуется какая-то тайна, тоска и одиночество.
- Кто такой странник? (Это человек, не имеющий крова, идущий по дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя).
- А что значит «очарованный»? (1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих-либо чар. 2. Выражающий восхищение).
- А что же такое «Очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение. Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он верит, он околдован какой-то неведомой силой.
- Каков жанр произведения «Очарованный странник»? (Жанр определить нельзя однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в ней присутствуют и черты авантюрного романа, и черты житийной литературы, есть что-то общее и с древнерусским жанром «хождений». Можно произведение отнести и к сказу-повествованию).
- Вся повесть разбивается на микросюжеты, которые связываются при помощи образа главного героя. Кто такой Иван Северьянович Флягин? Каким его рисует автор? (Чтение текста со слов: «Это был человек огромного роста…» и до слов: « …напоминающий дедушку Илью Муромца»).
- Скажите, какую тему поднимает в своем произведении Н.С.Лесков, используя сравнение своего героя с одним из богатырей ?  (Тему богатырства. Она не случайна, ведь автор в образе героя раскрывает своеобразие русского национального характера).
- Какие приемы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается через описание внешнего вида героя. Многогранность характера также проявляется через его восприятие природы, родины.)
- С темой богатырства тесно связана тема Родины. Автор дает бесконечную смену ландшафтов – от Каспия до Соловков. Эта смена ландшафтов сливается с бесконечным богатством проявлений натуры Странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов образа жизни, мыслей народа России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Перед Иваном Флягиным –бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предназначено ему судьбой. Герой страдает. И перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, который после жизненных испытаний становится праведником. Таким образом, следующая тема, которую поднимает автор с своем произведении, - тема праведничества.
- Расскажите, какие же испытания пришлось преодолеть главному герою повести? (Выборочный пересказ).
- В чем поэтичность прозы Н.С.Лескова?  (Все произведения писателя пронизаны фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, пословицы, поговорки, заговоры.
Сюжеты многих произведений проникнуты былинными мотивами.
Все, о чем писал Лесков, было облечено в яркую художественную речь с живыми разговорными оборотами.
Рассказчик – почти всегда выходец из народной среды - не может не пользовать народной мудростью: пословицами, заговорами, поговорками).
- О чем заставило вас задуматься данное произведение?
4. Заключительное слово.
В произведении «Очарованный странник» Лесков показал, как формируется национальный тип «русского праведника». Жизнь Ивана Флягина является символом жизни тех людей, которым дорог христианский идеал добра, справедливости. Герой совершает благие поступки: заменяет собой рекрута, храбро сражается, получает Георгия, но считает себя великим грешником, но по-новому смотрит на свою прошлую жизнь и оказывается под очарованием новой идеи – героического самопожертвования во имя людей.
5. Смысл названия повести «Очарованный странник», особенно определения «очарованный», трактуются учеными неоднозначно. Выберите из предложенных определений идентичные или наиболее близкие вашей позиции и аргументируйте свой выбор.
Одним из первых свое толкование эпитета «очарованный» дает Л. Волынский, увидевший в названии «целое мировоззрение писателя». «Очарование — это муд­рая и благостная судьба, которая. «ставит человеку разные искушения. Даже в ми­нуты восстания против нее, она неспешно и незаметно воспитывает в человеке бо­жественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов — внешнего и внутреннего, механического и иде­ального — история твердо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасе­нию».
Таким образом, исследователь рассматривает значение названия с религиозной точки зрения.
Современные ученые также обращаются к слову «очарованный» («очарован­ность», «очарование») для объяснения характера и судьбы Ивана Флягина. Н.И. Пруцков пишет: «Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в арти­стических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно-поэтическое экзальтированное состояние, еще не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни» [Пруцков, с. 16].
Герой повести, — считает М.Л. Чередникова — «невольный странник, ибо ни­где для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдо­ван, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, спо­собного испытать очарование жизни, красоты и любви» [Чередникова, с. 100].
Известный исследователь творчества Н.С. Лескова — Н.Н. Старыгина считает, что «очарованный странник» еще и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками-касьянами», паломниками и бродягами» [Старыгина, с.116].
И.В. Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во-первых, он [эпитет] прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северь­яныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, ко­торое прилагает к себе сам герой; «восхищенный», В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетиче­скую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни ощу­щать притягательность красоты». Во-вторых, «очарованный» означает... подвласт­ный чему-то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наважде­ния». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенно­стью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как есте­ственный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких ду­ховных стремлений». В духе той же романтической литературы «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенче­скому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения» [Столярова, с. 148 — 149].
 
 
 
6. Домашнее задание. Ответить на вопросы:
1.Какие черты русского национального характера запечатлены в образе Ивана Флягина?
2. Что общего в повествовательной манере «Очарованного странника» и «Левши»?
3. Как автор относится к своему герою?
 
                 Тест.
 1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.
2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.
3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?
а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.
4. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюблен­ной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.
5. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.
6. Сколько времени провел Флягин в плену?
а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.
7. Почему Иван Флягин убил Грушу?
а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спа­сти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.
8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?
а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.