09.06/11.06.2020г.
Дисциплина: Русский язык
Группа 24, «Дизайн (по отраслям)»
Тема: «Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения»
Д/З.1.Составить 10 предложений с распространёнными и нераспространёнными предложениями.
2. Работа с текстом.Ответить на вопросы к тексту.
Цель:
1. Закрепить знания о главных членах предложения и умение выделять их в тексте.
2. Вырабатывать навыки устного разбора предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены, объяснять распространенные и нераспространенные предложения)
3. Совершенствовать навыки различия имен существительных по вопросам, повторять понятия одушевленные и неодушевленные существительные)
Задачи:
1. образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
2. развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
3. воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование
Теория:
Прежде, чем переходить к практике, необходимо повторить теорию. Вам нужно подобрать к данным началам предложений соответствующее продолжение.
1.Предложения служат для (того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет, приказание).
2.По цели высказывания предложения бывают (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3.По эмоциональной окраске предложения бывают (восклицательные и невосклицательные).
4.По характеру выражаемого отношения предложения бывают (утвердительные и отрицательные).
5.Члены предложении делятся (на главные и второстепенные).
6.По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся (на распространенные и нераспространенные ).
7.Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (– подлежащего и сказуемого).
8.Подлежащее – это главный член предложения (, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? ).
9.Сказуемое – главный член предложения (, который отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? и др).
10.Предложение с одной грамматической основой
называется (простым предложением).
11.По строению грамматической основы простые предложения делятся (на
односоставные и двусоставные ).
12.По наличию
или по отсутствию членов предложения простые предложения делятся (на
полные и неполные).
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения
В зависимости от грамматического состава различают предложения двух типов: распространенные и нераспространенные.
Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.
Пример:
Звезды меркнут и гаснут... (И. Никитин): "звёзды" - подлежащее, "меркнут", "гаснут" - сказуемое;
Прошло сто лет... (А. Пушкин): "прошло" - сказуемое, "сто лет" - подлежащее.
Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.
Пример:
У широкой степной дороги ночевала отара овец. (А. Чехов)
Члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.
К ним относятся определения, дополнения и обстоятельства. Они находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. Второстепенные члены могут относиться и к другим второстепенным членам.
Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.
Определения бывают согласованными и несогласованными. Как правило, согласованные определения выражаются прилагательными или причастиями и согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже:
Пример:
разбитое окно, у разбитого корыта, синие платки.
Несогласованные определения могут быть выражены существительным в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Пример:
Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалеко бежал по камням... (М. Лермонтов):
"виноградных", "нагорный", "мирного" - согласованные определения.
Хорек — это бархатистый грациозный зверек, с живыми глазками-бусинками. (В. Солоухин):
"с живыми глазками-бусинками" - несогласованное определение.
Особым видом определения является приложение.
Пример:
Ильмень-озеро;
Он, этот деревенский балагур, был уморительно смешон.
Дополнение — второстепенный член предложения, указывающий предмет, на который направлено действие или который является результатом действия.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражаются существительными (местоимениями) в вин. п. без предлога (читаю книгу). Дополнения во всех остальных падежах с предлогом и без предлога и в вин. п. с предлогом являются косвенными.
Пример:
Хранили многие страницы отметку резкую ногтей. (А. Пушкин)
"Отметку" — прямое дополнение; "ногтей" — косвенное дополнение.
Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначаюший различные условия совершения действия, а также его качество или состояние
Различают следующие виды обстоятельств: места действия, времени, образа действия, цели, причины, условия.
Пример:
Лицо его хорошо освещали очень яркие и умные глаза. (Н. Гоголь):
"хорошо", "очень" - обстоятельства.
- Диктант на закрепление пунктуационных и орфографических навыков.
Живая речь
Паром - это шумный колхозный базар. Он заменяет собой народные сборища и колхозные чайные.
Чтобы узнать все новости, чтобы наслушаться всяких мудрых и неожиданных сентенций и невероятных рассказов, надо пойти на заваленный сенной трухой щелястый паром и только посиживать там, покуривать да слушать, переправляясь^ берега на берег.
Почти все паромщики - люди словоохотливые, острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру, когда спокойно опускается солнце за крутояром - высоким берегом - и толчется в воздухе и зудит мошкара.
Вообще вся шумная и разнообразная жизнь на речных берегах, на пристанях (их зовут дебаркадерами или конторками), около наплывных мостов - плашкоутов со множеством толкущегося там речного народа, с его особыми нравами и традициями, дает богатую пищу для изучения языка. (118 слов.)
(К. Паустовский)
- Работа с текстом: Самостоятельное чтение.
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдавалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше!
-Определите тип текста. (Повествование с элементами описания)
-Найдите и выпишете личные местоимения, какую роль они играют в тексте? (мы, его, оно, нас – при помощи их воссоздаётся атмосфера достоверности, чувство сопричастности к описываемым событиям)
-Выпишете глаголы, определите их вид. Что они показывают? ( глаголы несовершенного вида показывают незавершённое действие – не смогли убить дерево!)
-В тексте используются существительные-профессионализмы, выпишете их, определите, для чего они используются (трактор, баржа, кузовы, штабели, козлы, пила. Создаётся контраст с ростком).
-Найдите описание ростка.
-Найдите предложение Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? В этом предложении используется инверсия – обратный порядок слов. Для чего автор переставляет слова? Что этим создаётся? (важно – бревно живое, его положили, собираются убивать - пилить)
-Какие ещё художественные средства использует автор?
Повтор: пилили, распиливали; жить хочет – хочет жить. Какие ассоциации возникают от этих повторов? (процесс убийства дерева ассоциируется с процессом убийства человека).
Эпитет, олицетворение.
Многосоюзие. Найдите в тексте союзы, выпишете их. Для чего автор использует многосоюзие? (целенаправленное, тупое, привычное действие)
Градация в первой части текста (прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдавалось!) показывает, что действия людей становятся более жестокими.
Задание. Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!
За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)
Второстепенные члены предложения
ВЧП |
значение |
вопросы |
Чем выражено |
Примеры |
Дополнение (относится к сказуемому) Косвенное
Прямое |
Объекта действия или объекта распространения |
Кого? Чего? Кому?чему? Кого?что? Кем?чем? О ком?о чем?
Кого?что? |
Сущестительными, местоимениями-существительными, субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом
Им.сущ. без предлога
|
Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну.
выбрать (что?) профессию |
Определение (относится к существительному) Согласованные (стоят перед определяемым словом)
Несогласованные (всегда стоят после определяемого слова)
приложение |
Признак предмета |
Какой?чей?который? и др. |
прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными
прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, инфинитивом
существительными |
(чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну. (чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями.
Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея. Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя. ученый-филолог |
Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому) |
Характеристики действия или признака |
где? когда? почему? как? и др. |
выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом |
Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться. |
Запишите предложения и выполните задание.
1. Осенью птицы улетают на юг.
Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством
времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного
числа («Осень»).
2. Осенний морозец разрумянил щеки.
Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»).
3. Кисти винограда свисают до земли.
Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения
(«кисти»).
4. Рябины украшают наши леса.
Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением,
употребив его в родительном падеже («рябины»).
- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)
Подчеркните второстепенные члены предложения.