09.06/11.06.2020г.

Дисциплина: Русский язык                       

Группа  24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема: «Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения»

Д/З.1.Составить 10 предложений с распространёнными и нераспространёнными предложениями.

2. Работа с текстом.Ответить на вопросы к тексту.

 

 

 

Цель:   

1.    Закрепить знания о главных членах предложения и умение выделять их в тексте.

2.    Вырабатывать навыки устного разбора предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены, объяснять распространенные и нераспространенные предложения)

3.    Совершенствовать навыки различия имен существительных по вопросам, повторять понятия одушевленные и неодушевленные существительные)

Задачи:

1.     образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;

2.     развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;

3.     воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование

Теория:

Прежде, чем переходить к практике, необходимо повторить теорию. Вам нужно подобрать к данным началам предложений соответствующее продолжение.

1.Предложения служат для  (того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет, приказание).

2.По цели высказывания предложения бывают (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3.По эмоциональной окраске предложения бывают (восклицательные и невосклицательные).

4.По характеру выражаемого отношения  предложения бывают (утвердительные и отрицательные).

5.Члены предложении делятся  (на главные и второстепенные).

6.По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся  (на распространенные и нераспространенные ).

7.Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (– подлежащего и сказуемого).

8.Подлежащее – это главный член предложения  (, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? ).

9.Сказуемое – главный член предложения  (, который отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? и др). 

10.Предложение с одной грамматической основой называется (простым предложением).
11.По строению грамматической основы простые предложения делятся  (на односоставные и двусоставные ).

12.По наличию или по отсутствию членов предложения простые предложения делятся  (на полные и неполные).

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

В зависимости от грамматического состава различают предложения двух типов: распространенные и нераспространенные.

Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.

Пример:

Звезды меркнут и гаснут... (И. Никитин): "звёзды" - подлежащее, "меркнут", "гаснут" - сказуемое;

Прошло сто лет... (А. Пушкин): "прошло" - сказуемое, "сто лет" - подлежащее.

Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.

Пример:

У широкой степной дороги ночевала отара овец. (А. Чехов)

Члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

К ним относятся определения, дополнения и обстоятельства. Они находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. Второстепенные члены могут относиться и к другим второстепенным членам.

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Как правило, согласованные определения выражаются прилагательными или причастиями и согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже:

Пример:

разбитое окно, у разбитого корыта, синие платки.

Несогласованные определения могут быть выражены существительным в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.

Пример:

Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалеко бежал по камням... (М. Лермонтов):

"виноградных", "нагорный", "мирного" - согласованные определения.

 

Хорек — это бархатистый грациозный зверек, с живыми глазками-бусинками. (В. Солоухин):

"с живыми глазками-бусинками" - несогласованное определение.

Особым видом определения является приложение.

Пример:

Ильмень-озеро;

Он, этот деревенский балагур, был уморительно смешон. 

Дополнение — второстепенный член предложения, указывающий предмет, на который направлено действие или который является результатом действия.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражаются существительными (местоимениями) в вин. п. без предлога (читаю книгу). Дополнения во всех остальных падежах с предлогом и без предлога и в вин. п. с предлогом являются косвенными.

Пример:

Хранили многие страницы отметку резкую ногтей. (А. Пушкин)

"Отметку" — прямое дополнение; "ногтей" — косвенное дополнение.

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначаюший различные условия совершения действия, а также его качество или состояние

Различают следующие виды обстоятельств: места действия, времени, образа действия, цели, причины, условия.

Пример:

Лицо его хорошо освещали очень яркие и умные глаза. (Н. Гоголь):

"хорошо", "очень" - обстоятельства.

- Диктант на закрепление пунктуационных и орфографических навыков.

Живая речь

Паром - это шумный колхозный базар. Он заменяет собой народ­ные сборища и колхозные чайные.

Чтобы узнать все новости, чтобы наслушаться всяких мудрых и неожиданных сентенций и невероятных рассказов, надо пойти на заваленный сенной трухой щелястый паром и только посиживать там, покуривать да слушать, переправляясь^ берега на берег.

Почти все паромщики - люди словоохотливые, острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру, когда спокойно опускается солнце за крутояром - высоким берегом - и толчется в воз­духе и зудит мошкара.

Вообще вся шумная и разнообразная жизнь на речных берегах, на пристанях (их зовут дебаркадерами или конторками), около наплывных мостов - плашкоутов со множеством толкущегося там речного народа, с его особыми нравами и традициями, дает богатую пищу для изучения языка. (118 слов.)

(К. Паустовский)

- Работа с текстом: Самостоятельное чтение.

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдавалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше!

 

-Определите тип текста. (Повествование с элементами описания)

-Найдите и выпишете личные местоимения, какую роль они играют в тексте? (мы, его, оно, нас – при помощи их воссоздаётся атмосфера достоверности, чувство сопричастности к описываемым событиям)

-Выпишете глаголы, определите их вид. Что они показывают? ( глаголы несовершенного вида показывают незавершённое действие – не смогли убить дерево!)

-В тексте используются существительные-профессионализмы, выпишете их, определите, для чего они используются (трактор, баржа, кузовы, штабели, козлы, пила. Создаётся контраст с ростком).

-Найдите описание ростка.

-Найдите предложение Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? В этом предложении используется инверсия – обратный порядок слов. Для чего автор переставляет слова? Что этим создаётся? (важно – бревно живое, его положили, собираются убивать - пилить)

-Какие ещё художественные средства использует автор?

Повтор: пилили, распиливали; жить хочет – хочет жить. Какие ассоциации возникают от этих повторов? (процесс убийства дерева ассоциируется с процессом убийства человека).

Эпитет, олицетворение.

Многосоюзие.  Найдите в тексте союзы, выпишете их. Для чего автор использует многосоюзие? (целенаправленное, тупое, привычное действие)

Градация в первой части текста (прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдавалось!) показывает, что действия людей становятся более жестокими.

 

Задание. Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

 

 

Таблица

Второстепенные члены предложения

ВЧП

значение

вопросы

Чем выражено

Примеры

Дополнение (относится к сказуемому)

Косвенное

 

 

Прямое

Объекта действия или объекта распространения

Кого? Чего?

Кому?чему?

Кого?что?

Кем?чем?

О ком?о чем?

 

Кого?что?

Сущестительными, местоимениями-существительными, субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом

 

Им.сущ. без предлога

 

Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну.

 

 

 

выбрать (что?) профессию

Определение (относится к существительному)

Согласованные

(стоят перед определяемым словом)

 

Несогласованные

(всегда стоят после определяемого слова)

 

 

 

 

приложение

Признак предмета

Какой?чей?который?

и др.

 

 

 

прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными

 

 

прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, инфинитивом

 

 

 

 

существительными

(чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну.

(чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями.

 

 

 

 

Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу.

Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея.

Поездка (какая?) верхом очень занимала меня.

Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.

ученый-филолог

Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому)

Характеристики действия или признака

где? когда? почему? как? и др.

выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом

Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.

 

 

Запишите предложения и выполните задание.

1. Осенью птицы улетают на юг. 
Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа («Осень»). 
2. Осенний морозец разрумянил щеки. 
Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»). 
3. Кисти винограда свисают до земли. 
Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения («кисти»). 
4. Рябины украшают наши леса. 
Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже («рябины»).

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения.