08.06./10.06 2020г.

Дисциплина: Литература

Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема: С.А.Есенин. Основные этапы творческого пути

 Д/З.1.Выучить биографию С.Есенина.

        2.Стих.поэта наизусть по выбору.

 

 

 


 

 

 

 

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
С. Есенин

 

 

 «С.А.Есенин. Основные этапы творческого пути»
 
  
Тема урока: С.А. Есенин. Основные этапы творческого пути.
Цели урока: познакомить с жизнью С.Есенина; помочь учащимся выделить основные этапы творчества поэта; развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству С.А.Есенина и к литературе в целом, умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера, воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Этапы творчества:
1. Ранние стихи. Поэтизация родной природы, проявление чувств поэта в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…!, «Выткался на озере алый свет зари…» и др. «Чувства добрые» в стихах о животных.
2. «Радуница» как этап творчества.
3. «Да здравствует революция!», но появляется «Сорокоуст» — панихида по погубленной деревне. «Песнь о хлебе», «Исповедь хулигана» и др.
4. Лирика зрелой поры.
Интересные факты из жизни Есенина
·        Сын Юрий от первого брака в 1937 году был расстрелян.
·        Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.
·        Известнейшей связью Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра.
·        Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.
 
Биография Есенина Сергея Александровича 1895-1925 гг.
I. Детство и юность Есенина
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в рязанском селе Константиново. Происходил из крестьянской семьи. Отец Сергея - Александр Никитич Есенин (1873—1931) в юности пел в церковном хоре, был обычным крестьянином, а затем переехал в Москву, где работал приказчиком в мясной лавке. Татьяна Федоровна Титова, мама будущего поэта (1875—1955) была отдана замуж не по любви, видимо, поэтому совместная жизнь супругов была недолгой.
Когда маленькому Сергею исполнилось 2 года, мать ушла от отца, уехала на заработки в Рязань, а воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии - Наталья Евтихиевна (1847-1911) и Федор Андреевич (1845-1927) Титовы. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей, с которыми будущий поэт проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле.
От бабушки Сергей Есенин узнал множество народных сказок, песен и частушек, по признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.
 
В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты». Однако эта профессия его не привлекала и в 1912 году, он уехал вместе с отцом на заработки в Москву. 
Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем  работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу. В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи.
На следующий год (1913г.) Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.
 
В этом же году Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия.
 
Начало творческого пути Есенина
Есенин начал писать стихи в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы.
С 1912 года сотрудничал с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников. 
Впервые его стихи были опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок», среди дебютных стихотворений – знаменитая «Береза».
Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).
II. Биография Есенина Сергея Александровича 1895-1925 гг.
Весной 1915 г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. Осознавал, что литературная жизнь проходит в основном в столице. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочел ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился.
Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».
Есенин вошел в ориентированное на народность литературное объединение «Краса», у истоков которого стояли А. Ремизов и Н. Клюев. Вместе с Клюевым, одетые в рубахи и поддевки, обутые в смазные сапоги, они выступали на литературных вечерах и в салонах.
Служба в армии и революция
С 1916 года Есенин работал санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде императрицы Александры Федоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.
При этом посещал многочисленные благотворительные концерты и приемы, на одном из которых произошла его встреча с царской семьей. В этом же году вместе с монаршей четой он посетил Евпаторию.
Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница» (впоследствии переиздававшаяся в 1918 и в 1921 г.) В 1916 году выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли этот сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша, символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.
А уже весной он был приглашен к императрице читать стихи. «Придворная» история поэта завершилась тем, что он благополучно избежал фронта и, судя по всему, «завязал очень важные связи», оказавшиеся столь некстати в дни революции.
Есенин принимал участие в издаваемых Ивановым-Разумником альманахах «Скифы»(1917-1918), ориентированных на идею преображения России, которая имеет свой особый путь.       
Но в 1917 году Есенин попал в дисциплинарную часть за отказ написать стихотворение в честь императора. Там он узнал о революции.
Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх и 30 июля они обвенчались.
Революцию Есенин встретил воодушевленно с надеждой на «преображение» России. Но вскоре понял, что революция – это еще и разруха, голод и террор.
Есенин был в растерянности от происходящих событий: изменения коснулись всех сфер жизни, творческие салоны и общества наполнились далекой от литературы публикой.
Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Меньше чем через год, в апреле 1918 г., Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, ставшую литературным центром России. В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915-1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей.
Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».
Имажинизм Есенина
В 1919 году Есенин, находившийся в поиске новых образов, сблизился с А.Б.Мариенгофом, В.Г.Шершеневичем и создал вместе с ними группу имажинистов.
Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман. Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса», торгует в принадлежащей имажинистам книжной лавке, пишет работу по теории искусства «Ключи Марии» (опубликована в 1920 г.) В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев». Не только Есенин имажинизму, но и имажинизм Есенину дал немало — как в образном плане, так и в отношении рифм и ритма.
Есенина в имажинизме привлекало внимание к художественному образу. Но до конца взглядов своих «собратьев» он не разделял, так как был воспитан на фольклорных художественных образах и видел в народном творчестве подлинную эстетику. Эту позицию он высказал в статье «Ключи Марии» 1919 года.
А в 1921 году Есенин выступил в печати с критикой имажинистов. В 1924 году из-за разногласий с А.Б.Мариенгофом окончательно порвал с имажинизмом. Группа была распущена.
III. Биография Есенина Сергея Александровича 1895-1925 гг.
Личная жизнь Есенина
Родители Сергея Есенина не любили друг друга, часто ссорились и рано разошлись. Поэтому поэт, несмотря на то, что в его жизни было много женщин, всегда мечтал о  настоящей семье.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Следует отметить, что Есенин не владел иностранными языками, а Дункан знала по-русски только несколько слов – это сильно осложняло общение и взаимопонимание между супругами.
Тем не менее, они вместе путешествовали по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия). А в мае 1922 года отправились в США.
По началу Есенин был восхищен заграницей, которая резко отличалась от «нищей России», но постепенно ему стало скучно. Есенин написал записки об Америке – «Железный Миргород».
Уже заграницей он много пил, а его жизнь с Дункан – череда ссор, эпатажных выходок, скандалов и расставаний. После возвращения в Россию в августе 1923 года Есенин и Дункан развелись.
В мае 1924 года у Есенина родился внебрачный сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин.
В последний официальный брак Есенин вступил осенью 1925 года. Его третья супруга – Софья Толстая (внучка Л.Н.Толстого). Но и он не принес поэту счастья.
«Москва кабацкая»
1920-е годы для Есенина – вечные поиски и бесконечные разочарования. Его преследовала неустроенность в личной жизни и быту.
Все чаще он впадал в депрессию, чувство одиночества не оставляло его почти никогда.
В это время он много путешествовал, как по России, так и заграницей. И много пил.
С 1924 года Есенин окончательно закрепил за собой репутацию хулигана, скандалиста, скитающегося «из притона в притон», общающегося с «чужим холодным сбродом».
Это отразилось в двух поэтических сборниках: «Исповедь хулигана» (1921 г.) и «Москва кабацкая» (1924 г.).
В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново.
В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке.
В 19241925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.
В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.
В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных, чрезвычайно интимных стихов из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк очевидно зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?» Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.
12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Единственный ныне здравствующий из детей Есенина.
18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.
Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».
В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.
IV. Биография Есенина Сергея Александровича 1895-1925 гг.
Творчество Есенина последних лет
На протяжении всего творческого пути главной есенинской темой была Родина. Но если в ранних стихах поэт в основном воспевал красоту и одухотворенность русской природы, то в последние годы стихи о России приобрели трагический «оттенок».
Одна из последних поэм – «Страна негодяев» – вызвала серьезный интерес к Есенину со стороны правоохранительных органов, в том числе ОГУП. В прессе поэта резко критиковали, обвиняя в беспробудном пьянстве и антисоциальных поступках.
В ноябре 1925 года Есенин был госпитализирован в Московскую психоневрологическую клинику. Причины госпитализации доподлинно неизвестны. Но в декабре, соблюдая конспирацию, поэт уехал в Ленинград.
Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Гибель Есенина
Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер».
Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью. По свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
В последние десятилетия выдвигается множество альтернативных версий о причинах смерти Есенина. Считается, что поэт был убит.
Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Составление пятистишия (синквейн) С.ЕСЕНИН (сопровождается музыкой).
ЕСЕНИН
Талантливый   деревенский
Любит    страдает    покоряет
«Нет счастья мне вне родины»
ПОЭТ
 
 
IV. Домашнее задание
Подобрать, подготовить выразительное чтение стихотворения С.Есенина и обосновать свой выбор
1 группа – тема природы
2 группа – тема революции
3 группа – тема Родины
4 группа – тема любви
 

12.06./15.06. 2020г.
Дисциплина: Литература
Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»
Тема: Любовная лирика С.А. Есенина.
Д/З.Ответить на вопрос:
1.Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?
2.  Выучить наизусть 2 стихотворения.         
 
Цель урока:
-познакомить учащихся с любовной лирикой поэта,
-показать своеобразие развития любовной темы в стихотворениях С.Есенина, -помочь разобраться  в противоречивости любовной лирики на разных этапах его творчества.
Эпиграф:              Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С. Есенин
    Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична. В октябре 1925г. , рассказывая о себе, С Есенин заметил: ”Что касается остальных автобиографических сведений,- они в моих стихах”.  Философ Н. Бердяев считал: «Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии». Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в своих стихах Любовь.
   Анна Алексеевна Сардановская
   Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас- Клепиковскую учительскую школу,  а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры…
    В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки:
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
      Анна Сардановская! Её имя уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда - захлёст чувств, радости и сомнения, И предчувствие будущего, и сладкая тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы - всё, всё слилось, сконцентрировалось в эти два слова Анна Сардановская.
Экономка Смирновых Марфуша, постоянно говорила: « Ох кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. «Пойду, - говорит, - замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит».
   Константиновские старожилы вспоминают, как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна. Приехав из Москвы. Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку  передать  его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он,  матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.
  Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с Владимиром Алексеевичем. Олоновским. Все мысли Анны заняты только им.
Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение и преломление во многих стихах поэта.
  Он пишет «За горами, за жёлтыми долами…» посвящённое А. Сардановской: (чтение стихотворения)
За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озёр водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зелёная ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идёшь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: «Помолись пред ликом спасителя
За погибшую душу мою».
  Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской журавлиною»,  яркой метафорой «голубеет небесный лес».
Это стихотворение грустное, печальное, ощущается  мотив одиночества, покорности судьбе, невесёлые думы о родном крае, о земном и вечном .
Он чувствует, что пока бессилен что-то изменить в этом мире. Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской. Вот что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: «Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты. «У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, приходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю.» 
 
Зинаида Николаевна Райх.
   Пути Есенина и Зинаиды Райх скрестились в необыкновенное время, между Февральской и Октябрьской революциями, в канун великих исторических свершений. Есенин был окрылён и счастлив сознанием своих неисчерпаемых поэтических возможностей; оба были молоды, независимы, хороши собой, полны нерастраченных сил, оба жили в предвкушении близких и радостных перемен. Тем, кто видел их вместе в то время, вероятно, казалось, что они созданы друг для друга: синеглазый, золотоголовый Есенин и темноволосая, с глазами как вишни, удивительно женственная Райх. Время показало, что этот союз был чреват противоречиями.
 Вернувшись из деревни в Петроград, Есенин в июле 1917 года отправляется с сотрудниками газеты «Дело народа» в этнографическую экспедицию. Его сопровождала сотрудница газеты Зинаида Райх. Случилось так, что поездка оказалась свадебным путешествием. Райх и Есенин венчались 4 августа 1917 года в  церкви близ Вологды.
В эти немногие счастливые месяцы, проведённые под общим кровом с Райх, Есенин жил в состоянии непрерывного созидания, творческого взлёта. Одна за другой рождались поэмы, вызванные к жизни революцией.
29 мая 1918 года в Орле родилась Татьяна Есенина.
20 марта 1920 года Райх родила сына. Его назвали Константином.
 Трудно сказать, почему и когда именно произошёл разрыв.
В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву.
Нелегок был разрыв  для Есенина. «Любил ли он кого? Я думаю, любил только первую жену… У него не было постоянной любви, кроме той…» - не без оснований замечает Георгий Устинов.
Зинаиде Райх, не называя имени, поэт посвятил «Письмо к женщине».
   Чтение отрывка  «Вы помните…»
  Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушёл в кабацкий омут.
 Райх нашла в себе силы начать новую жизнь, заново построить семью, она вышла замуж за режиссера Мейерхольда, создать дом, где беспечально росли её дети, а друзья были окружены добрым вниманием, но прошлое все ещё имело власть над её чувствами.
 Смерть Есенина глубоко потрясла Зинаиду Николаевну. На групповом снимке, сделанном в Доме печати, когда Москва прощалась с поэтом, она едва держится на ногах, лицо её залито слезами.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город  оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение  счастья стало ностальгическим  переживанием. Круто меняется тональность любовной лирики в городском  цикле стихов «Москва кабацкая» (1923), связанном с Айседорой Дункан.
 
 «Я искал в этой женщине счастья…» - так писал Сергей Есенин об Айседоре  Дункан)
  Осенью 1921 года произошло знакомство Есенина с "босоножкой" Айседорой Дункан (1877-1927). По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею.
Знаменитая американская балерина приехала в Россию летом 1921 года. Пригласили её для создания в Москве школы танца для детей из народа. Приглашение в Россию Айседора приняла как подарок судьбы.
На одном из приёмов, организованных в её честь, Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным
 «Роман был ураганный и столь же короткий, как идеалистический коммунизм Дункан». До встречи с поэтом Айседора пережила трагедию. Двое её маленьких детей погибли в автомобильной катастрофе. Это была её незаживающая рана… И Айседора отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Она говорила, что Есенин напоминает ей умершего сына. Именно материнской ласки ему не хватало, и он искал её во всех встреченных женщинах. Не случайно  все они были старше его. Разница в возрасте с Дункан была самой значительной - 18 лет. Есенину - 26, Айседоре - 43.
Танцы Айседоры сводили Есенина с ума. Особенно с шарфом. Без конца он просил её танцевать для своих друзей. «Замечательно она с шарфом танцует!» - говорил Есенин поэту Георгию Иванову.
2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И чтоб, прошлое не любя ,
Ты уйти не смогла к другому
Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей.
Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе (поездка заняла 15 месяцев), а осенью разошлись.
Брак с Айседорой распался. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть Есенина, Дункан уехала из России.
После смерти Есенина Айседора прожила всего два года. Её смерть в Ницце в 1927 году очень похожа на самоубийство - она погибла, задушенная собственным шарфом, конец которого ветром, на ходу попал в колесо. Юрий Анненков назвал её смерть таинственной предопределённостью.
Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая».
Можно взять из него любое стихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…». В нём сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине :
Сыпь, гармоника… Скука… Скука…
Гармонист пальцы льёт волной.
Пей со мнойю, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали -
Невтерпёж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду  хошь?
    Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, вульгарная лексика, озлобленный цинизм - всё это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой растерян, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния. («Дорогая, я плачу, прости… прости…»).
 
Шаганэ Тертетян.
  В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян) (1900-1976), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.  Шаганэ Нерсесовна Тертетян (Тальян) – армянская учительниуа, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл из 15 стихотворений «Персидские мотивы». Есенин создал его во время поездок в Грузию  и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-1925гг. 
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
-Как обращается поэт к Шаганэ?
-Каково настроение лирического героя?
-Приведите примеры метафор, ярких образов, эпитетов, сравнений.
-В чем своеобразие, необычность стихотворения?
-Как изменилось настроение лирического героя?
Вывод: Главная  особенность этих стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного.  Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина – темой Родины.
  Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Каквказе, адресовано Г. Бениславской.
 
Чтение стихотворения «Я помню, любимая, помню…»
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя довелось. 1925г.
 
-Какие интонации преобладают?
-Отметьте особенности поэтического языка.
-Какие слова повторяются чаще всего и несут в себе основную идею написанного?
         Вывод: Отличительные черты стихотворения:
-углубление психологического анализа чувства;
-звучание мотива разлуки и потери;
-постижение жизни.
 
5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой (1900-1957). Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.
 
Вывод: любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.
 
Домашнее задание
1.     Ответить на вопрос:
Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?  
2.     Выучить наизусть 2 стихотворения.