ГР. НАПО № 2
Дисциплина Обществознание Тема занятия «Основы маркетинговой деятельности.» Дата: 04.06.20 Время 90 минут Вид занятия (тип урока) Изучение нового материала |
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- развить творческое и профессиональное мышление;
- углубить и расширить уже имеющиеся знания;
- повторить и закрепить полученные новые знания.
План новой темы:
1. Понятие и сущность маркетинга.
2. Концепции и цели маркетинга.
3. Функции маркетинга.
4. Состояние спроса и задачи маркетинга.
Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.
Маркетинг — социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как отдельных индивидов, так и общественных групп посредством создания, предложения и обмена товаров и услуг.
Маркетинг — рыночная концепция управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на изучение рынка и конкретных запросов потребителей.
Что такое маркетинг? Многие полагают, что маркетинг это лишь реклама и продажи. И это неудивительно: каждый день на нас обрушиваются сотни рекламных роликов, объявлений в газетах и сообщений о распродажах. Однако реклама и продажи — это не более чем составные части маркетинга. Они существуют как два неотъемлемых компонента маркетинга.
К основным видам маркетинговой деятельности относятся:
§ исследования (потребителя, товара, рынка);
§ НИОКР (скоординированные с маркетинговой деятельностью);
§ планирование;
§ ценовая политика;
§ упаковка;
§ комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама в СМИ, паблик рилейшнз, сейлз промоушн, директ-маркетинг);
§ сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроводящей сети, тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т. д.);
§ выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;
§ международные операции;
§ послепродажное обслуживание.
Цель маркетинга
Целью современного маркетинга является не продажа товара или услуги любым способом (включая обман покупателя), а удовлетворение потребностей клиентов.
Цель маркетинга — привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.
Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые их компания может обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.
Маркетинг начинается еще задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг начинается с того, что менеджеры выявляют потребности людей, вычисляют их интенсивность и объем, определяют возможности компании по их удовлетворению. Маркетологи продолжают работать над товаров на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая потребительские свойства товара и используя для этой цели отчеты о продажа и обратную связь. Если специалист по маркетингу хорошо потрудился — правильно понял потребности клиента, создал товар, отвечающий требованиям покупателей, назначил разумную цену, правильно распространил товар и провел рекламную компанию, то продавать такой товар будет очень легко.
Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
Чтобы объяснить это определение необходимо рассмотреть несколько понятий непосредственно связанных с маркетингом:
§ нужда — чувство необходимости удовлетворения основных потребностей
§ потребности и запросы — специфическая форма удовлетворения человеческих нужд
§ спрос — потребность в определенных товарах, выраженная в способности человека их приобрести
§ потребительская ценность — оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды
§ удовлетворенность потребителя
§ обмен — акт приобретения некоего желаемого товара на нечто предлагаемое другой стороной.
Принципы маркетинга
В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.
Основные принципы маркетинга:
1. Научно практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия.
2. Сегментация. Её смысл заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.
3. Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.
4. Инновация предполагает совершенствование и обновление товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.
5. Планирование предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на рыночных исследованиях, и конъюнктурных прогнозах.
Таким образом, маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:
§ постоянное изучение состояния и динамики рынка;
§ адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,
§ активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Управление поведением организации на основе принципов маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.
Цель управления поведением организации на основе принципов маркетинга — определить перспективные направления деятельности организации на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.
Основные задачи маркетинга:
§ Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
§ Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
§ Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
§ Формирование ассортиментной политики фирмы.
§ Разработка ценовой политики фирмы.
§ Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
§ Сбыт продукции и услуг фирмы.
§ Коммуникации маркетинга. Сервисное обслуживание.
Основные функции маркетинга:
§ Планирование; организация; координация;
§ мотивация; контроль.
Дополнительные функции, присущие только маркетингу:
§ комплексное исследование рынка (детальное изучение);
§ анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия;
§ разработка маркетинговой стратегии и программы;
§ осуществление товарной политики; осуществление ценовой политики;
§ осуществление сбытовой политики; коммуникационная политика;
§ организация маркетинговой деятельности; контроль маркетинговой деятельности.
Спрос бывает: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный.
Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования.
Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга — отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
Скрытый спрос — это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга — оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п.
Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): — часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга — изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения.
Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга — поддержать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
Чрезмерный спрос — это, когда уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", — изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации.
Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга — убедить таких любителей отказаться от таких привычек.