02.06./09.06.2020г.       

Дисциплина: Русский язык

Группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

 

Деепричастие — это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (Он шёл, внимательно глядя по сторонам. Улыб­нувшись, он продолжил рассказ). Добавочное действие, вы­раженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, совершает всегда одно и то же лицо.

Деепричастие также иногда рассматривается как особая форма глагола, так как оно образовано от глагола и обладает некоторыми его грамматическими признаками.

Деепричастия бывают совершенного и несо­вершенного вида. Они сохраняют вид того глагола, от которого образованы: читая (от глагола читать) — несовер­шенный вид, прочитав (от глагола прочитать) — совершен­ный вид.

Деепричастия могут быть возвратными и не­возвратными: умываясь —умывая.

Деепричастие соединяет в себе признаки глагола и наречия. Подобно наречию, деепричастие не изменяется. В предложении является обстоятельством, которое практически всегда обособ­ляется (как одиночное деепричастие, так и деепричастие с зави­симыми словами — деепричастный оборот)

–От какого слова в предложении зависит деепричастие? (От глагола-сказуемого)

– Что означает глагол? (Основное действие.)

– Какой вопрос  задаем к деепричастию? (Как? Каким образом?)

– Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию? (Что сделав?)

– Какое же действие обозначает деепричастие? (Второстепенное, добавочное, дополнительное.)

– Что такое деепричастие? (Деепричастие – глагольная форма, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.)

2. Морфологические признаки деепричастия.

– К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи? (К наречию.)

– Вопрос что сделав? напоминает нам о глаголе.

– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? (В нем совмещаются признаки наречия и глагола.)

– Назовите их.

Признаки глагола:

– Вид.

– Возвратность.

– Переходность.

– Значение.

Признаки наречия:

– Не изменяется.

– Вопросы.

– Примыкает к глаголу.

– В предложении – обстоятельство.

4. Выполнение задания на формообразование.

– От глаголов, записанных на доске, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс.

Услышать → услышав.

Глядеть→ глядя.

Свалиться → свалившись.

Быть → будучи.

Обезуметь → обезумев.

6. Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.

 

– Выполните задание №3 в распечатках, отметив лишь номера предложений с одиночным деепричастием и наречием.

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответ:

Одиночные деепричастия: №1,2,4,7,9,10.

Наречия: №3,5,6,8.)

 

2– Прочитайте полученный материал и, опираясь на него, выполните по вариантам тестовые задания.

Вариант № 1

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1)    летописи помогут вам в этом.

2)    читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3)    в музеях хранится множество уникальных документов.

4)    архивы играют огромную роль.

2.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

1)    критическая литература современников вам необходима.

2)    делаются выписки из критики.

3)    нежелательно пользоваться готовыми образцами.

4)    непременно прочитайте сначала само произведение.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1)    нас направили в училище.

2)    нам выдали аттестат.

3)    многие поступают в институт.

4)    учителя советовали мне учиться дальше.

4.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1)    лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.

2)    мне показалось странным это молчание.

3)    она попросила впредь предупреждать о приезде.

4)    ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Вариант № 2

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

1)    разберитесь в существе вопроса.

2)    потребуется личная убеждённость оратора.

3)    у меня возникло своё видение проблемы.

4)    стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

1)     я заглянул по пути к приятелю.

2)    на дорогах были пробки.

3)    внезапно погода испортилась и полил дождь.

4)    магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

1)    необходимо пользоваться словарём.

2)    нужно не меньше часа.

3)    не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

4)    внимательно обдумывается прочитанное.

4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

1)    Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.

2)    Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.

3)    Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.

4)    Сидя за партой, следите за своей осанкой.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)    Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.

2)    Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.

3)    Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4)    Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.