01.06. 2020г.

Дисциплина: Литература

Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема: «Жизнь и творчество В. Маяковского»

 Д/З.1.Выучить биографию В.Маяковского.

2.Стих.поэта наизусть по выбору.

 

 

Цель занятия: Дать  представление  о  жизни  и  творчестве  В. Маяковского, отметив  трагичность  его  судьбы;  определить особенности его раннего творчества.

 

 

Мы продолжаем изучать творчество писателей и поэтов 20-30-хх годов. Сегодняшний наш урок будет посвящен наверное самой неординарной, противоречивой и яркой личности советской поэзии довоенного периода. Итак, тема урока – «Жизнь и творчество В. Маяковского»

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль.  Он вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор». Маяковский прожил сложную жизнь. Он мог идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, и в то же время был человеком легко ранимым.

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в Грузии, в селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве.

Мать поэта, Александра Алексеевна (1867—1954), кубанская казачка, родилась в станице Терновская

У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году, после смерти отца  переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5.

Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

В 1913 году на открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику стихотворением «Нате!»

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

 

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.

В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».

Смерть и наследие

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Интересные факты

  • Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
  • Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
  • После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
  • Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка», вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
  • После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине, зал аплодировал 20 минутн, на этом постановке присутствовал Сталин.
  • Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.


03.06./05.06. 2020г.

Дисциплина: Литература

Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема: Сатира в творчестве  В.Маяковского.

Д/З.Составить конспект: Своеобразие лирики Маяковского.

 

Цель:

- Познакомить обучающихся с сатирическими произведениями В.В.Маяковского, в которых, вливая  «свой труд в труд своей республики», Маяковский высмеивает явления, тормозящие развитие нового общества, государства;

Тип урока: комбинированный.

 

1.     Словарная работа: сатира, фельетон, аудиенция, ТЕО, ГУКОН, бюрократ, бюрократизм, мещанин, мещанство.

Сатира – (от латинского Satira, от более раннего satura) – смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая и осуждающая какие – либо недостатки, уродливые явления.

Аудиенция – официальный приём у высокопоставленного лица.

ТЕО – театральный отдел главполитпросвета при Наркомате РСФСР.

ГУКОН – главное управление коннозаводства при Наркомземе.

Бурократ – человек, который привержен к бюрократизму.

Бюрократизм – система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

Мещанин – 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, служащих. 2. Человек с мелкими интересами, узким кругозором.

Мещанство – 1. Сословие мещан. 2. Психология и идеология мещанина.

Маяковский,  с самого начала заявивший: «Моя революция!», видел, конечно,  и её отрицательные стороны, поэтому так много у него сатирических произведений. Но эти «промахи» и «недостатки» поэт оправдывал великой целью, т. к. верил в высокие идеалы. За три недели до смерти Маяковский говорил: «Как – то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы – это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е. каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции».  И действительно, Маяковский был фигурой спорной и вокруг него постоянно бушевала борьба. А он неустанно спорил, вел непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких было много. «Революцией мобилизованный и призванный» - так сказал Маяковский о себе, оценивая свой вклад, и продолжал движение вперёд. Многие не понимали острот «агитатора, горлана, главаря» и часто спрашивали: «Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?». На выпади поэт отвечал: «Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи».  Его юмор, неординарность проявлялись во всём, что он делал.

1.     Сатира Маяковского.

Смысл сатиры можно определить словами Маркса: «…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками». А сам Маяковский так говорил: «Сатира – это взгляд на мир через увеличительное стекло». Один из сборников своих стихов он назвал так: «Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается». В своей работе он опирался на сатирический опыт русской классической литературы. Это мы услышим в  названиях его сатирических произведений: «Плюшкин», «Помпадур», «Головотяпам». Следуя лучшим традициям сатирической литературы 19 века, Маяковский создаёт портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов.  Сатирически произведения Маяковский начал писать ещё до революции.

2.     Работа в группах:

а) Сатирическая направленность «Окон РОСТа»

 «Окна РОСТа» - та же передовая батарея, обстреливавшая врага.  За 28 месяцев Маяковский выпустил 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Многие отмечали, что поэт в это время обладал особым политическим авторитетом. По «Окнам РОСТа» можно проследить смену событий  этого сложного периода жизни страны. Сам Маяковский, позднее оценивая работу, писал: «Через годы над этими «окнами» будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти «окна» надо и надо. Так как это красочная история трёх «боевейших» годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов». Если раньше сатира Маяковского была направлена на врагов внешних, то теперь он переносит «огонь на себя», на собственные наши недостатки.

б) Цикл сатирических фельетонов. Стихотворение «Прозаседавшиеся».

- Какова мишень сатирического удара Маяковского в этом стихотворении? (советская бюрократия, способная в ворохе бумаги, в сутолоке заседаний уничтожить даже самое важное)

- Благодаря чему достигается комический эффект? (Нелепое заседание ТЕО и ГУКОНа по поводу  покупки склянки чернил Гупкооперативом; фантастическое предприятие «АБВЖЗЕКОМ». Заседательская тина: половинки людей поражают читателя, но не секретаря…)

- Оцените название стихотворения. (Смелое, удачное название, придающее иронический смысл содержанию, подчёркивающее распространённость и полную бессмысленность бюрократической волокиты и суеты).

- Какие приёмы сатиры использовал автор? (Традиции Салтыкова – Щедрина: метафоры, гротеск, фантастика)

Маяковский понимал опасность бюрократизма, но более грозным и опасным считал такое явление, как мещанство.

- А вы как думаете, что опаснее: бюрократизм или мещанство? (Элементы дикуссии)

в)  Цикл сатирических фельетонов. Стихотворение «О дряни».

- От какой опасности предостерегает Маяковский? ( Мещанин – замаскированный под советского работника враг, считает поэт. Он издевается над «мразью», сумевшей приспособиться, «опренья переменив», к новым условиям. Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат. Страшна атмосфера, которую несёт в себе мещанство.

- Какую роль играют детали в стихотворении? (Подробности быта Маяковский рисует через детали: рамочка для портрета Маркса; газета «Известия», которая служит подстилкой котёнку. Самодовольный советский чиновник озабочен лишь собственным благополучием. Такие люди опошляют представления, связанные с революцией).

- Какие ещё приёмы сатирического изображения можете назвать?( Сниженная лексика, гиперболы помогают создать абсурдную картину).

В бюрократизме и мещанстве Маяковский виде злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки?  Настолько живучи, что стихотворения поэта поэта 20 века очень актуальны и сегодня, в 21 веке.

3.    Проблемный вопрос: В чём родство и в чём различия русской сатиры и сатиры Маяковского?

Родство

Различия

- Мёртвые души бюрократа и обывателя;

- Гротескность образов;

- Точность и меткость детали

- В литературе 19 века звучит безысходность, неверие. Во избежание цензурных запретов – эзопов язык. У Маяковского – вера в светлое будущее;

- Соединение будничного и невероятного;

- Сам поэт – активный участник  событий.

 

 

Эльдар Рязанов в одном интервью сказал, что сатира тесно связана с патриотизмом: «За что душа болит, за то и говоришь».  Исходя из этого, скажите, с вашей точки зрения, у сатиры есть будущее?

Юмор и сатира бессмертны. Разве исчезло то, что клеймил Маяковский.

4.     Домашнее задание:

Составить конспект: Своеобразие лирики Маяковского.