Дата:__29.05.2020г._             Преподаватель: Абдулгамидова Э.А.

 

24 группа -Дизайн

 

Предмет: Обществознание

 

Тема:

 

Тема: «Социальная мобильность»

 

 

Цели урока:

 

Образовательная - познакомить учащихся с понятием социальная мобильность, усвоить типы социальной мобильности, узнать причины и «лифты» социальной мобильности;

Развивающая - содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение, публично излагать свои мысли;

Воспитательная - воспитание самостоятельности, умения искать и находить материал необходимый для принятия собственных решений, умение применять полученные знания на практике.

 

Основные понятия: социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы социальной мобильности.

 

 

 Проверка знаний и умений учащихся.

На прошлом уроке мы изучили тему «Социальная стратификация».

Фронтальный опрос:

1.    Что такое социальная стратификация? (Это то же самое, что социальное расслоение.)

2.    Назовите исторические типы стратификации. (Рабство, каста, сословие – закрытое общество; классы – открытое общество).

3.    Охарактеризуйте каждый из них. В чём разница между закрытым и открытым обществом.

4.    Какое классовое деление вам знакомо?

5.    В газетах пишут о том, что в некоторых современных странах существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете, в чём сходство и в чём различие античного и современного рабства?

 

 Подведение учащихся к изучению новой темы.

Да, вся наша жизнь это движение вперёд, к цели. Ребята, а какие цели перед собой ставите вы?

Каждый из вас хочет быть успешным, состоявшимся в жизни человеком. Как же этого добиться?

Пожалуй, полностью готовых рецептов нет, но сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на очень важные вопросы: Что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Найти своё призвание, стать успешным?

И наша сегодняшняя тема: «Социальная мобильность».

 

Изучение новой темы.

 

План

1. Социальная мобильность.

2.    Виды социальной мобильности.

3.    Каналы мобильности.

      1. Прежде всего давайте ответим на вопрос, что означает термин «мобильный»?

MOBILIS – в переводе с латинского означает «подвижный».

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

(Стенд «Тиры социальной мобильности»)

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Территориальная, религиозная, семейная, политическая.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую восходящую мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Вертикальная мобильность может быть групповой и индивидуальной.

Питирим Сорокин сравнивал индивидуальную нисходящую мобильность с падением человека с корабля, а групповую нисходящую мобильность – с кораблём, затонувшим со всеми, находящимися на борту.

Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами.

Талантливые личности рождаются во всех социальных слоях и классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые люди быстро поднимаются и получают высокий статус.

Как вы думаете, что может способствовать индивидуальной восходящей мобильности?

Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами (лифтами) социальной мобильности.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность.

Но есть две группы населения, которые выпадают из относительно устойчивой социальной структуры общества – это люмпены и маргиналы. На эти темы нам студенты подготовили доклады.

 

2. Виды социальной мобильности

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника и заполняют следующую таблицу.

Социальная мобильность и ее виды

Социальная мобильность

Вертикальная мобильность - движение вверх (социальный карьеризм) или вниз (форма деклассирования, люмпены) по социально-экономической шкале

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую без изменения статуса на одном социально-экономическом статусе (профессиональный карьеризм)

Собственно горизонтальная мобильность

Географическая мобильность - перемещение из одного места в другое (мобильность при сохранении прежнего статуса)

Вопросы для беседы:

1.    Что понимается под социальной мобильностью?

2.    В чем различие между горизонтальной и социальной мобильностью?

3.    Приведите примеры обществ:

•    с низкой социальной мобильностью;

•    с высокой социальной мобильностью.

4.    Перечислите виды социальной мобильности.

5.    Каковы факторы групповой мобильности?

6.    Каковы факторы индивидуальной мобильности?

3. Каналы мобильности

Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Известный философ Питирим Сорокин выделил несколько таких каналов и дал их подробное описание:

•    образование;

•    армия или участие в военных действиях;

•    фаворитизм - близость к тем, кто имеет власть и влияние;

•    церковь;

•    семья;

•    собственность;

•    удачный брак, т. е. брак с представителем более высокой социальной группы.

В современном обществе к таким каналам можно отнести участие в политических движениях и партиях, некоторые нелегальные каналы, например, организованная преступность. Значительную роль играют средства массовой информации.

Домашнее задание.

Записать и выучить основные термины.

Вопрос. Как вы думаете, в чём опасность люмпенизации населения?

Каковы причины этого процесса в нашей стране?

 

 

Задача.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил в университет. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

 

Вопрос: 

1. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

2. Какие факторы сыграли здесь решающую роль?