Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №75

Дата урока: 12.05.2020.

Тема: В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы»

Ответить на вопросы:

1. Каков сюжет рассказа « Последний бал майора Пугачева»?

2. Какого героя обрисовывает автор в произведении? Напишите о судьбе майора Пугачева. Как повлиял на него и его товарищей военный опыт? Чем отличались бывшие фронтовики от остальных заключенных?

3. Как вели себя заключенные во время побега? Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?

4. Чему посвящен рассказ «Красный крест»?

 

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Русский язык. Урок №58

Дата урока: 14.05.2020.

Тема: Итоговая контрольная работа.

 

Итоговая контрольная работа

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1.     квАртал

2.     осведомИться

3.     каталОг

4.     Агент

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1.     пара туфель

2.     несколько полотенец

3.     страннейшая ситуация

4.     около пятиста километров

А5. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок.

1.     Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.

2.     Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природе».

3.     Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

4.     Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

     В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

1) 1             2) 1, 2             3) 3             4) 2, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

1.     ст…рательно,   оз…ренный,   кв…танция

2.     эп…демия,  пл…стилиновый,   пре…образовать

3.     пре…обладать,   п…чать,   тор…пясь

4.     осл…жненный,   м…лькают,   м…тодика

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1)   и…бежать,   ни…падающий,   ра…веселый

2)   пр…забавный,   пр…следовать,   пр…рекание

3)   об…грать,   раз…скать,   за…скивающий

4)   доб…ется,   под…езжать,    с…емка

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1.     вычерт…шь,   обиж…нный

2.     эконом…шь,   замасл…нный

3.     стел…шь,   увид…вший

4.     полаком…шься,   высуш…нный

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

       В ворота был виден просторный двор ( ) и барский дом с высокой крышей.

1.     Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2.     Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3.     Сложное предложение, перед союзом И запятая  нужна.

4.     Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые?

     На иных березах (1) обращенных к солнцу (2) появились (3) ясно обозначившись (4) серёжки (5) покрытые золотом.

1) 1, 2, 5        2) 1, 2, 3, 4, 5        3) 3, 4, 5        4) 2, 3, 4, 5

А21.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые?

       Приближаются экзамены (1) а следовательно (2) приходится больше заниматься.

       Курение (3) без сомнения (4) разрушает организм человека.

1) 1, 4        2) 1, 2, 3, 4        3) 1, 2         4) 1, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1.     Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.

2.     Старик осуждал действия современной молодежи и постоянно жаловался.

3.     Небольшая и узкая речушка в результате наводнения широко разлилась по бескрайнему и огромному полю.

4.     Хорошая книга обогащает опытом и помогает ответственно относиться к жизни и далеко смотреть в будущее.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

         Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

1.     Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2.     Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3.     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4.     Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые?

        Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

1) 1, 3        2) 2        3) 3        4) 2, 4

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №76

Дата урока: 14.05.2020.

Тема: Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество.

Д/З. Сравнить образы в лирике С. Есенина и Рубцова, описать отличительные черты.

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №77

Дата урока: 14.05.2020.

Тема: В. М. Шукшин. Жизнь и творчество.

Домашнее задание: прочитать рассказы В. Шукшина, которые будут анализироваться на следующем уроке :

«Выбираю деревню на жительство»

«Чудик»

«Алеша Бесконвойный»

«Гринька Малюгин»

Напишите сочинение на тему: «Есть ли место «чудикам» в современной жизни».

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №78

Дата урока: 19.05.2020.

Тема: Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина.

Ответить на вопросы.

1. Какова идея рассказа «Выбираю деревню на жительство»? Каким предстает главный герой? Зачем Кузовников едет на вокзал? Звучит ли в рассказе мотив противостояния города и деревни?

2. Каким предстает герой рассказа «Чудик» ? Чем он выделяется из своей среды? Почему им героя мы узнаем лишь в конце?

3. Определите метаморфический смысл прозвища героя в рассказе «Алеша Бесконвойный»

4. Назовите характерные особенности прозы Шукшина.

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №79

Дата урока: 21.05.2020.

Тема: А. В. Вампилов. Жизнь и творчество.

Ответить на вопросы письменно.

Прочитать пьесу «Старший сын».

Вопросы для анализа:

1.     Вспомните, какое стечение обстоятельств  привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?

2.     Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником?

3.     Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

4.     Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

5.     Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей?

6.     Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых  родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

7.     Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера?

– Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

– Почему «Старший сын» – наиболее удачный? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?

 

 

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №80

Дата урока: 21.05.2020.

Тема: Русская литература последних лет XX века.

Ответить на вопросы письменно.

1. Как развивалась литература в период застоя и эпоху перестройки? Какова проблематика произведений этого периода?

2. Объясните значение понятия «возвращенная литература».

3. Какие художественные направления имели место в литературе 1900-2000-х годов?

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок №81, 82

Дата урока: 21.05.2020.

Тема: Проза В. А. Астафьева (Прокляты и убиты )

Выполнить тест

1. Героем какого произведения является Игнатьич?

1. «Весенний остров»

2. «Царь—рыба»

3. «Белогрудка»

2. К какому жанру относится произведение «Прокляты и убиты»?

1. пьеса

2. повесть

3. роман

4. Как бабушка Катерина называла болезнь в рассказе «Фотография, на которой меня нет»?

1. простудня

2. рематизня

3. ревматизьм

5. Как называется первая книга романа «Прокляты и убиты»?

1. «Чёртова пропасть»

2. «Чёртов день»

3. «Чёртова яма»

6. Полный туесок какой ягоды надо было набрать в рассказе «Конь с розовой гривой» чтобы получить от бабушки пряник в форме коня?

1. клубника

2. земляника

3. черника

7. В каком году была написана повесть «Кража»?

1. В 1963 году

2. В 1970 году

3. В 1966 году

8. Сколько книг составляют неоконченный роман «Прокляты и убиты»?

1. 3

2. 2

3. 4

9. Каким животным является Белогрудка из одноимённого рассказа?

1. выдра

2. лиса

3. куница

10. Как звали брата Трезора из рассказа «Жизнь Трезора»?

1. Мухтар

2. Рекс

3. Шарик

11. Какое имя носил главный герой повести «Звездопад»?

1. Дима

2. Максим

3. Миша

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок № 83

Дата урока: 26.05.2020.

Тема: Художественные особенности прозы В. Распутина.

Написать сочинение-рецензию на повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой».

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №14

Дисциплина: Литература. Урок № 84,85

Дата урока: 28.05.20.

Тема: Итоговая контрольная работа.

Серебряный век

1.Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа 19-20 веков был А.Блок?

А) футуризм;

Б) акмеизм;

В) символизм;

Г) имажинизм.

 

2. Назовите произведение Блока, в котором, говоря о своей любви к Родине, поэт восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

А) «Двенадцать»;

Б) «Коршун»;

В) «На поле Куликовом»;

Г) «Россия».

 

3. Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?

А) параллелизм;

Б) сравнение;

В) антитеза;

Г) гипербола.

 

4. Кому посвящён поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) Волоховой;

Б) Менделеевой;

В) Дельмас.

 

5. Стихотворение С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:

А) «Арабские мотивы»;

Б) «Персидские мотивы»;

В) «Грузинские сказки»;

Г) «Персидские песни».

 

Куприн, Бунин, Горький.

6. Соотнесите имена авторов и названия произведений:

А) Чехов;

Б) Куприн;

В) Горький;

Г) Бунин.

 

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско»

 

А) А,А; Б,Б; В,В; Г,Г.

Б) А,Б; Б,А; В,Г; Г,В.

В) А,Г; Б,Б; В,В; Г,А.

Г) А,А; Б,В; В,Б; Г,Г.

 

 

7. Исключите из списка названий одно «лишнее»:

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».

 

 

8. Мотивируйте выбор «лишнего» названия в предыдущем задании:

А) это произведение написано одним автором, а остальные – другим;

Б) это произведение – роман, а остальные повести и рассказы;

В) герой этого произведения не имеет имени;

Г) герой этого произведения стар; а герои остальных молоды.

 

 

9. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.

 

10. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

Б) Олеся полюбила другого человека;

В) Олесю вынуждают покинуть родные места;

Г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

 

11. Какая проблема затрагивается в повести «Олеся»?

А) природы и цивилизации;

Б) становление личности и выбора жизненного пути;

В) реформирование общества.

 

12. Какую музыку использует А.Куприн в повести «Гранатовый браслет» для утверждения основной идеи произведения?

А) Чайковский «Времена года»;

Б) Свиридов «Метель»;

В) Бетховен «Соната №2»;

Г) Моцарт «Реквием».

 

13. Кому из героев А. Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

А) князь Шеин;

Б) чиновник Желтков;

В) генерал Аносов;

Г) княгиня Шеина.

 

14. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

А) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

Б) разоблачение революции в России;

В) философское осмысление человеческого существования в целом;

Г) восприятие американцами Советской России.

 

15. Укажите название рассказа Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задал себе такие вопросы: «Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»?

А) «Антоновские яблоки»;

Б) «Лёгкое дыхание»;

В) «Тёмные аллеи»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».

 

16. Какое из перечисленных произведений Горького относится к раннему романтическому творчеству ?

А) «Мать»;

Б) «Супруги Орловы»;

В) «На дне»;

Г) «Макар Чудра».

 

17. Ведущей темой рассказа Горького «Старуха Изергиль» является:

А) тема свободы, самопожертвования;

Б) тема милосердия;

В) тема босячества;

Г) тема одинокой старости.

 

 

18. Какую песню исполняют герои пьесы «На дне»?

А) «Дубинушка»;

Б) «Среди долины ровныя»;

В) «Варшавянка»;

Г) «Солнце всходит и заходит».

 

19.Кого из обитателей костылёвской ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

А) Актёра;

Б) Барона;

В) Пепла;

Г) Бубнова.

 

20. Завязкой конфликта в пьесе «На дне» является:

А) смерть Анны;

Б) появление Луки;

В) монолог Сатина;

Г) самоубийство Актёра.

 

 

Гражданская война

21. Высказывание «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала» соответствует концепции Гражданской войны:

А) Шолохова;

Б) Фадеева;

В) Булгакова;

Г) Бабеля.

 

22. В годы сталинских репрессий был расстрелян:

А) Шолохов;

Б) Бабель;

В)Булгаков;
Г)Фадеев.

 

23. Какое произведение считают литературным дебютом Шолохова?

А) «Родинка»;

Б) «Нахалёнок»;

В) «Судьба Человека»;

Г) «Донские рассказы».

 

Коллективизация

 

24. Найдите соответствия имён и фамилий героев романа Шолохова «Поднятая целина»:

 

25. В романе «Поднятая целина» Шолохов обращается к теме:

А) Быта донских казаков;
Б) Коллективизации;

В) Роли казачества в революции 1917 года;

Г) Возрождения отрочества

 

 

26. Какое сословие изображал Шолохов в своих произведениях?

А) Купечество;

Б) Крестьянство;

В) Казачество;

Г) Дворянство.

 

27. Тема, которой посвящена повесть Платонова «Котлован», это-

А) Строительство социализма в городе и деревне;

Б) Революция и Гражданская война;

В) Воспитание нового человека.

 

28. Особенности авторского отношения к изображаемому в повести «Котлован» состоит в следующем:

А) Автор не высказывает своего отношения к изображаемому;
Б) Автор открыто выражает своё неприятие социалистических преобразований;
В) Писатель в художественной форме изображает абсурдность происходящего.

 

29. Назовите фамилию героя повести Платонова «Котлован», который «выдумал» идею «Общепролетарского дома».

А) Пашкин;

Б) Прушевский;

В) Чиклин;

Г) Жачев.

30. Смерть девочки Насти в финале повести «Котлован»

А) Означает окончательную победу «нового» над «старым», так как девочка была дочерью «буржуйки», а «буржуи все теперь умирают»;

Б) Воспринимается как отрицательный итог поисков главным героем абстрактной «истины всемирного происхождения» и утрата самой цели этого поиска;

В) Символизирует огромную цену, которую платил народ за воплощение в жизнь своих идеалов, что подтверждает значимость этих идеалов.

 

31. Вощева - главного героя повести «Котлован»- нельзя отнести к типу:

А) «странник»;

Б) «правдоискатель»;

В) «лишний человек».

 

32.Для романа Булгакова «Мастер и Маргарита» не подходит жанровое определение:

А)роман-миф;

Б)роман-антиутопия;

В)философский роман.

 

33.МАССОЛИТ – это

А)название писательского объединения, в которое Булгаков не входил по идейным и творческим соображениям и сделал объектом своей сатиры в романе;

Б)вымышленное название, не имеющее отношения к реальной действительности;

В)название, сконструированное Булгаковым по типу РАПП – реально существовавшей в те годы писательской организации.

 

34.Мастер отказывается называться писателем, потому что

А)по образованию он историк;

Б)он не считает себя художником;

В)он не хочет иметь ничего общего с теми, кто себя так называет.

 

35.Суть учения Иешуа кратко изложена в следующей фразе:

А) «Все люди добрые».

Б) «Рукописи не горят».

В) «Каждому будет дано по его вере».