27.05. /29.05. 2020г.

Дисциплина: Литература

Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема: Литература 20-х годов .Обзор

Цели: 1) Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.

2) Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

3) Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.

Словарь:

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

 

Слайд 1.

Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».

Известный литературовед Е.Книпович вспоминала: « Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды. Свое понимание строящейся советской культуры».

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов.

Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов.

Рыдай, огневая стихия, 
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия – 
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, – 
Струят крылорукие духи 
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений, 
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез – 
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна, 
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно, 
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия, 
Безумствуй, сжигая меня, 
Россия, Россия, Россия – 
Мессия грядущего дня.

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве.

2. Поэзия 20-х годов.

Слайд 2.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.


Пролетарская поэзия.

Слайд 3.

Выразительное чтение стихотворения.

Мы, несметные. грозные Легионы
Труда 
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного 
хмеля, 
Пусть кричат нам: «Вы палачи 
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства 
цветы.
В.Кириллов «Мы».

Эти строки характерны для пролетарской поэзии. Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы». Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов.

 Н.Тихонов.

Слайд 4.

Возродил жанр баллады.

«Я бросил юность в век железный», сказал о себе Николай Тихонов (1896-1979) восемнадцатилетним он оказался в окопах Первой мировой войны. Демобилизовавшись, отправился на фронт вновь – уже в рядах Красной армии. «Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на сто четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь». Тихонову принесли известность стихи. Составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно эти ранние стихотворения – четкие, чеканные, динамичные. В них слышались отголоски библейских легенд. Книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»

Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой, 
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

3. Сложные общественные условия.

Слайд 5.

•      Октябрьская революция.

•      Гражданская война.

•      Первая  мировая война

•      НЭП.

•      Политика военного коммунизма.

Слайд 6.  О Первой мировой войне:

ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.

ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС

СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…

РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.

Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…

ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-

БЫЛ ПЕРВЫЙ В  СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.

С.А. ЕСЕНИН «АННА СНЕГИНА».

Слайд 7. Об Октябрьской революции:

В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:

СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА

ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ…

МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ,

МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ,

НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ!

НАДЕЖДА ТЕФФИ, «ПЧЁЛКИ»

 

Слайд 8. О Гражданской войне:

ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,

В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ –

ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ.

СЫН НА ОТЦА ПОШЕЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ,

МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.

 

Слайд 9. Политика военного коммунизма:

В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ

ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА.

В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ,

ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.

 

4. Особенности литературы 20-х годов.

Слайд 10.

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Слайд 11. Эмигрантская литература

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.

И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.

Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Слайд 12. Советская литература:

Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю.

Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Слайд 13. Литературные направления:

Реализм.

•      Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX  столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.

•      Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

5. Проза 20-х годов. 

Слайд 14.

Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была не однородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.


6. Литературные группировки.

Слайд 15.

•      РАПП

•      ЛЕФ

•      Имажинисты

•      «Перевал»

•      ОБЕРИУ

•      Конструктивисты

•      «Серапионовы братья»

•      ОПОЯЗ

 

Слайд 16. РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей:

•      1925-1932 гг.

•       Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту».

•       Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.

 Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться  у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».

 

Слайд 17. ЛЕФ – левый фронт искусств:

•      1922-1929 гг.

•       Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».

•       Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.

•       Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

Слайд 18. Имажинизм:

•      литературное течение

•      1919-1927 гг.

•      Печатный орган – «Советская страна».

•      Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.

•      Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

Слайд 19. «Перевал»:

•      литературное объединение

•      Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг.

•      Печатный орган – журнал «Красная новь».

•      Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.

•      Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.

Слайд 20. ОБЕРИУ – объединение реального искусства:

•      литературно – театральная группа.

•      1927-1928 гг.

•      Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.

•      Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

 

Слайд 21. Конструктивизм:

•      литературное течение

•      1923-1930 гг.

•      Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.

•      Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

Слайд 22. «Серапионовы братья»:

•      литературная группа.

•      1921 г.

•      представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

•      Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства

Слайд 23. ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка

•      русская литературоведческая школа.

•      1914-1925 гг.

•      Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Слайд 24. Расцвет русской драматургии:

•      М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;

•      Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;

•      Е. Замятин — «Блоха»;

•      В. Маяковский — «Клоп».

Слайд 25 - 26. Время поиска и эксперимента в литературе:

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

•      М. Булгаков «Белая гвардия»

•      Фурманов «Чапаев»

•      Б. Пильняк «Голый год»

•      А. Серафимович «Железный поток»

•      М. Шолохов «Донские рассказы»

•      А. Малышкин «Падение Дайра»

•      И. Бабель«Конармия»

•      А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

•      М. Зощенко Рассказы

•      А. Платонов «Город Градов»

•      М. Булгаков «Собачье сердце»

•      Е. Замятин «Мы»

•      И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

•      А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

 

Слайд 26.  1929 год:

Все изменилось.

Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.

В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

7. Публицистика. Презентация 2. Слайд 1-10.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения.

Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции. В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

 

8. Итог урока. Д/з:

1) материалы лекции знать;

 2) с.310-318 – знать;

Индивидуальные задания:

1) Б.Пильняк «Голый год»,

2) Б.Лавренев «Ветер»,

3)  Д.Фурманов «Чапаев»,

   4) А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»,

   5) Тэффи «Ностальгия»,
                

 

 

 

 

 

Тест ро теме: Литература 20-х годов.

1.Кто предложил деление литературы 20-х годов на «мертвую» и «живую»?

1.      М. Волошин

2.      Л. Троцкий

3.      А. Ремизов

4.      М. Горький

 

 2. Кому из писателей принадлежат слова, написанные в 1919 году Н.К.Рериху, «Все мои несчастья сводятся к одному – нет дома… Нет России, нет творчества»

1.      И. Бунину

2.      Д. Мережковскому

3.      Л. Андрееву

4.      В. Розанову

 

 

 3. К какому жанру литературы относится произведение И.Бунина «Окаянные дни» (1918-1920)

1. Повесть

2. Исповедь

3. Дневник

4. Роман

4. Вид бессюжетной, лирической, «орнаментальной» прозы и поэзии, жанр, ведущий свое начало из фольклора и средневековой литературы

1. Баллада

2. Летопись

3. Плач

4. Частушки

5. К какому литературному направлению относится творчество Осипа Мандельштама

1. Акмеизм

2. Символизм

3. Реализм

4. Имажинизм

 

6.  Автор романа «Голый год» (1921)

1.      М. Булгаков

2.      М.Горький

3.      И.Бунин

4.      Б. Пильняк

7. В чем заключается своеобразие романа «Голый год»

1.      Это роман, состоящий из новелл, эпизодов, случаев, дневников и «плачей»

2.      Это роман, написанный в виде записок путешественника

3.      Это роман традиционной формы

4.      Это приключенческий роман

8. Пролеткульт – это…

____________________________________________

____________________________________________

9. «Кузница» - это…

____________________________________________

 

10. Как называли в литературе поэтов: Н.Клюева, А. Ширяевца, С.  Клычкова, П. Орешина

1.      Революционные поэты

2.      Новокрестьянские поэты

3.      Деревенские поэты

4.      Пролеткультовцы

10. ЛЕФ – это …_______________________________

____________________________________________

11. Что утверждали теоретики этого искусства?...

____________________________________________

____________________________________________

12. ЛЦК – это…_______________________________

____________________________________________

13. Программа ЛЦК - …________________________

____________________________________________

 

14. Кто такие «Серапионовы братья»?  Состав этой литературной группы:________________________

___________________________________________

15. ОБЭРИУ – это… ___________________________

Состав этого литературного сообщества:_________

____________________________________________

16. Имажинисты. Основа манифеста. Кто из поэтов являлся центром ?_____________________________

17. Какие еще литературные группировки существовали в 20-е годы?____________________________________

_______________________________________________

18. Основная тема  в произведениях Д. Фурманова, А.Фадеева, И. Бабеля.

1.      Тема деревни.

2.      Тема коллективизации.

3.      Тема Родины и революции.

 

19. Д.Фурманов автор романа

1.      «Разгром»

2.      «Конармия»

3.      «Чапаев»

4.      «Поднятая целина»

20. И. Бабель автор романа

1.      «Разгром»

2.      «Конармия»

3.      «Чапаев»

4.      «Поднятая целина»