12.05./19.05.2020г.
Дисциплина: Русский язык
Группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»
Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола»(90мин.)
Почта для обратной связи elmina.vel@mail.ru
Цель урока: освоить лексические, грамматические и стилистические особенности глагола
Задачи урока:
- обучающие: создание условий для обобщения и систематизации знаний о глаголе в качестве части речи, корректировка знаний обучающихся по теме
- развивающие: развитие коммуникативных навыков обучающихся
- воспитательные: воспитание бережного отношения к языку с использованием материалов классической
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и потому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, разнообразные аспекты его деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели.
1. Грамматическое значение. Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или предмету и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?
В русском языке имеются глаголы со значением состояния. Эта большая группа делится на подгруппы: глаголы психического состояния и глаголы интеллектуального состояния. К глаголам психического состояния можно отнести: глаголы эмоционального настроения (например, сердиться), глаголы эмоционального переживания (например, волноваться), глаголы эмоционального отношения (например, ненавидеть).К глаголам интеллектуального состояния можно отнести: глаголы мышления (например, думать), глаголы решения (например, решиться), глаголы понимания (например, понимать).
2. Морфологические признаки
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
Вид
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи. Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия. Каждая глагольная форма обязательно обладает видом.
В русской морфологии различают у глаголов два вида: совершенный вид, несовершенный вид.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления; обозначают результат, законченность всего действия или его фазы. Например:
Что сделать? Решиться
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают действие в протяженности, без указания на его предел; незаконченность действия. Например:
Что делать? Любить, ненавидеть
Категория переходности – непереходности
Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет, название которого ставится в В.п. без предлога:
- Любит ведь она моего ребенка, - подумал он, увидев изменение ее лица во время крика ребенка, - моего ребенка.
Непереходные глаголы обозначают действие, не переходящее непосредственно на другой предмет: Он улыбнулся жене, как должен улыбнуться муж при встрече с женой, с которой он только что виделся, и поздоровался с княгиней и остальными знакомыми, воздав каждому должное, то есть пошутив с дамами и перекинувшись приветствиями с мужчинами.
Категория возвратности
Среди непереходных глаголов есть глаголы с суффиксом –сь/-ся – возвратные глаголы
Например,: Онулыбнулся жене, как должен улыбнуться муж при встрече с женой, с которой он только что виделся, и поздоровался с княгиней и остальными знакомыми, воздав каждому должное, то есть пошутив с дамами и перекинувшись приветствиями с мужчинами.
В данном контексте глагол улыбнулся является возвратным
- Любит ведь она моего ребенка, - подумал он, увидев изменение ее лица во время крика ребенка, - моего ребенка.
А в этом контексте глагол любить является невозвратным
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
Спряжение
Изменение глагола по лицам и числам.
Ко II-ому спряжению относятся - все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
- семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
- четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать
Например, глагол эмоционального отношения любить мы отнесем ко II спряжению
Ко I-ому спряжению относятся остальные глаголы на –еть, -ать, -оть, -ыть, -ять
Например, в эту группу мы можем отнести глагол мышления думать, размышлять
К разноспрягаемым (спрягающимся частично по первому, частично по второму спряжениям) глаголам относятся глаголы
хотеть
Я хочу, ты хочешь - I-ое спряжение
он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят - II-ое спряжение
бежать
я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим, вы бежите - II-ое спряжение
они бегут - I-ое спряжение
Наклонение
Изъявительное (реальный факт).
-Нет, вы правы, - сказала она медленно, с отчаянием взглянув в его холодное лицо. – Вы правы. Я была и не могу не быть в отчаянии. Я слушаю вас и думаю о нем. Я люблю его, я его любовница, я не могу переносить, я ненавижу вас…Делайте со мной, что желаете…
- Повелительное (побуждение к действию).
— Вы сходите, сударь, повинитесь еще. Авось бог даст. Очень мучаются, и смотреть жалости, да и все в доме навынтараты пошло. Детей, сударь, пожалеть надо. Повинитесь, сударь. Что делать! Люби кататься….
- Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях): мог бы.
— Ах, перестань! Христос никогда бы не сказал этих слов, если бы знал, как будут злоупотреблять ими. Изо всего евангелия только и помнят эти слова. Впрочем, я говорю не то, что думаю, а то, что чувствую. Я имею отвращение к падшим женщинам. Ты пауков боишься, а я этих гадин. Ты ведь, наверно, не изучал пауков и не знаешь их нравов: — так и я.
Время
- Настоящее, прошедшее,
. "А как я любила, боже мой, как я любила его!.. Как я любила! И теперь разве я не люблю его? Не больше ли, чем прежде, я люблю его? Ужасно, главное, то..." - начала она, но не докончила своей мысли, потому что Матрена Филимоновна высунулась из двери.
- Будущее простое
"Варвара Андреевна, когда я был еще очень молод, я составил себе идеал женщины, которую я полюблю и которую я буду счастлив назвать своею женой. Я прожил длинную жизнь и теперь в первый раз встретил в вас то, чего искал. Я люблю вас и предлагаю вам руку".
- Будущее сложное:
- Помни, Анна: что ты для меня сделала, я никогда не забуду. И помни, что я любила и всегда буду любить тебя, как лучшего друга!
Домашнее задание.
1.Составить 10 предложений , используя разные временные формы
глагола, категории
2.Тест.
1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А)
падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.
2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А)
любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.
3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А)
глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.
4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А)
выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.
5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А)
условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.
6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А)
гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.
7. Какие глаголы являются безличными?
А)
горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится
8. Назовите постоянные признаки глагола:
А)
время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.
9. В каких глаголах пишется ь?
А)
в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.
10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А)
с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.