12.05./14.05.2020г.

Дисциплина: Русский язык 

Группа №24 «Дизайн (по отраслям)»   

Тема: Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений. (2ч.)

 

Цель: 1) вспомнить основные единицы синтаксиса, классификацию предложений.

2) воспитывать любовь к Родине, родной природе и русскому языку

3) развивать творческое воображение через чтение художественных текстов;

  Задачи:

  • Представить учащимся лингвистическое понятие предложения.
  • Сформировать представление о признаках предложения и научить отличать предложения от других языковых единиц, опираясь на полученные сведения.
  • Сформировать представление о классификации предложений.

 

Стадия осмысления.

Задание №1: Воспроизведите свои знания по синтаксису в виде кластера.

img2.jpg 

Текст. Теоретические сведения по синтаксису.

Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

имеет определённую структуру;

отличается смысловой и интонационной законченностью;

выполняет коммуникационную задачу.

Предложение строится по определённой модели, которая в каждом конкретном  случае наполняется новым содержанием.

Предложение выражает законченную мысль.

Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Отличие предложения от других единиц языка.

Связано с действительностью, с конкретной ситуацией общения.

Это свойство предложения называется предикативностью.

Предикативное    ядро предложения 

его   грамматическая   основа, которую лингвисты называют

 предикативной основой предложения.

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

- повествовательные (содержат сообщение);

- вопросительные (содержат вопрос);

- побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

- восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

- невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

3) по строению:

- простые (двусоставные, односоставные)

- сложные

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

   Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.

Задание № 1. Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения.

На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.

Задание №2 . Проверь себя. Найди ошибки в характеристике предложений.

1 предложение- прост., невоск., двусост., распр., полн.

2 предложение- прост., повеств., невоск., двусост., распр., полн.

3 предложение-сложн., с разными видами связи., повест., невоск.

4 предложение-сложн., СПП

1)Дворянских гнезд заветные аллеи. 2)Эти слова из стихотворения К. Бальмонта «Памяти Тургенева» как нельзя лучше передают настроение рассказа «Антоновские яблоки». 3)Видимо, не случайно, что на страницах одного из первых своих рассказов, сама дата создания которого чрезвычайно символична, И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы. 4)Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. 

 Закрепление новой темы:

Предложение - основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. Предложение - слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).

-  Что называется простым предложением?

(Простое предложение - предложение с одной грамматической основой.)

-  Какие виды односоставных предложений вы помните? Приведите примеры. 

-  Назывные (есть только подлежащее):

Скучная картина! (А. Плещеев) Раннее утро.

-  Определенно-личные (подразумевается определенное сказуемое, можно определить «личность»):

Смотрю на тебя и удивляюсь. (Я.) Иди скорей сюда! (Ты.)

-  Неопределенно-личные (можно установить несколько сказуемых; точно «личность» не определить, да и не нужно в подобной речевой ситуации):

Что мне поставят за сочинение? Наконец объявили наш рейс.

-  Безличные (нет и не может быть подлежащего):

Смеркалось. Веет прохладой. Легко на сердце от песни веселой! Быть тебе генералом!

 

Д/З. Работа с текстом. Запишите текст. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите тип и стиль речи.

            1. Глухо прогремел гром, и подуло свежестью.2.Казалось, что вот-вот брызнет дождь. 3.Но какая-то невидимая сила сковала воздух, уложила пыль, и опять наступила тишина. 4.Тучи растаяли, отодвинулись; из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. 5.Всё засверкало, засияло вокруг.  (По Д. Григоровичу).

2. Составьте схемы 1,2,4 предложений

          3. Найдите в предложении односоставное предложение, определите его тип.

4.Из 1 предложения выписать словосочетание со связью примыкание; из 3-го – согласование, из 4 – управление.