КТНД. Шихкеримова Т.Л.
Дата:18.05.20. 20.05.20
Группа№1 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Тема: «Правовая культура народов Дагестана»
1. Традиции самоуправления народов Дагестана
2. Традиции обеспечения мира и согласия
3. Культура обычного права
4. Культура мусульманского права
5. Правовая система Имамата
1. Традиции самоуправления народов Дагестана.
В XVIII - первой половине XIX века на территории современного Дагестана существовало более 15 феодальных образований и около 60 самостоятельных союзов сельских обществ. Союз сельских обществ состоял из самостоятельных джамаатов, или, как по-другому их называют, сельских обществ. В один союз могли входить от 8 до 15 джамаатов. Каждый союз сельских обществ имел чёткую систему самоуправления, основанную на демократических принципах. Высшим по компетентности органом самоуправления являлся сход представителей союза сельских обществ. На такие сходы приглашались представители от каждого джамаата, входившего в данный союз обществ. Однако ни одна адатная норма ни в одном союзе сельских обществ не воспрещала присутствовать на сходах другим членам джамаата и принимать в них участие. Даже там, где власть принадлежала ханам, по наиболее важным вопросам, имеющим отношение ко всему обществу, правители совещались с джамаатом. На сходах союзов сельских обществ обсуждались вопросы и проблемы, которые накапливались между сходами и имели непосредственное отношение к одному или ко всем джамаа- там. Как правило, эти вопросы касались спорных территорий между джамаатами, притеснения какого-либо общества другим, вопрос мог касаться острого социального конфликта, который не мог быть разрешен внутри джамаата. На таких сходах из числа наиболее справедливых членов джамаата путем открытого или тайного голосования выбирались представители самоуправления. Если же они плохо справлялись со своими обязанностями, их не избирали на следующий срок, тем самым стимулируя их деятельность. Адатные нормы каждого джамаата были на страже прав представителей самоуправления, т.е. они обладали правовым иммунитетом. Почти во всех обществах адаты предусматривали штрафы за учинённую драку с представителями самоуправления. Вот, например, как этот порядок расписан в адате одного горского джамаата: «Если ктолибо нанес удар исполнителю сельской администрации, с него штраф один бык». Так как представители самоуправления избирались при всеобщем согласии и одобрении, то соответственно все им подчинялись и их слушались. Таковы были самобытная демократия и правовая культура в сельских обществах, которые воспитывали в каждом человеке уважительное отношение к общественному порядку и представителям самоуправления. Нa сходах правом голоса обладали все присутствующие, однако предпочтение отдавали умудренным жизненным опытом представителям старшего поколения. Во второй половине XIX века традиционная система самоуправления стала уступать место российским законам и порядкам, хотя сходы джамаатов и принятые решения в дагестанском обществе в последующий период и до сих пор не потеряли своего значения.
2. Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия.
В традиционных дагестанских обществах, как и в любом обществе, случаи возникновения конфликтов были довольно частым явлением. Конфликты имели место как между отдельными людьми, так и между тухумами или же двумя соседними джамаатами, и они иногда могли доходить до такой степени, что от целого небольшого аула в живых оставалось всего несколько человек. Такой случай, например, имел место в конце XVII века в небольшом горном селении Цибильда. В праздник Курбан-байрама молодежь вышла для состязания в стрельбе, и вскоре между ними завязался спор, перешедший в драку. В драке случайно был убит один из молодых людей. Селение состояло из двух тухумов, между которыми началась вражда. В результате острого конфликта, продолжавшегося несколько дней, из всего селения в живых остались только четыре человека. Причинами конфликтов между джамаатами чаще всего являлись земельные споры, нарушения границ или потравы сенокосных и пастбищных приграничных земельных угодий. Такие конфликты нередко перерастали в целое побоище и пагубно заканчивались для обоих джамаатов. Так, в XIX веке на почве спорного пастбищного владения на склоне горы Лямц- ла-бай произошел острый конфликт между селениями Кала- Корейш и Кубани. Между жителями началась кровавая вражда, в результате которой погибло 40 человек. Конфликт удалось разрешить при посреднической помощи кайтагского уцмия. Значительное число конфликтов также происходило по причине оскорбления женщин или при защите чести и достоинства как своего собственного, так и тухума или целого джамаата. Согласно горскому этикету мужчина не должен был сносить оскорблений в свой адрес и готов был отстаивать свои честь и достоинство даже ценой собственной жизни. Адатные нормы джамаата предписывали своим членам защищать честь и достоинство своего аула от оскорблений и гарантировали защиту и покровительство, если они при этом пострадают. Частое возникновение конфликтов в обществе способствовало тому, что народная мудрость выработала множество разнообразных форм и методов разрешения конфликтов, ибо неразрешенный конфликт является основанием для новых человеческих жертв и страданий. Необходимым условием разрешения конфликтов было вмешательство независимой третейской стороны в процесс примирения конфликтующих сторон. В качестве третейских судей выступали, как правило, авторитетные и достойные представители общества. Если конфликт происходил между тухумами, то посредником выступал третий, наиболее уважаемый в джамаате тухум, а если между джамаатами, то в конфликт вмешивался такой же авторитетный независимый джамаат. В каждой округе были отдельные джамааты, которые снискали себе в морально-нравственном отношении безупречную репутацию, к их помощи прибегали для урегулирования наиболее острых и трудноразрешимых конфликтов. Внутри джамаата разрешением конфликтов занимались представители духовенства и старейшины села. Необходимым условием при примирении являлась компенсация материального и морального ущерба пострадавшей стороне. Такие мудрые решения и выходы из конфликтных ситуаций в истории Дагестанских народов были не редки. Примечательно, что в истории Дагестана не зафиксировано ни одного случая конфликта между народами на почве национальной неприязни, что является общенациональным достоянием современных поколений дагестанцев. Напротив, история прошлых поколений дагестанцев помнит множество примеров гостеприимства и взаимовыручки между народами Дагестана. Обязательным атрибутом мирного разрешения всякого конфликта у дагестанских народов являлось и является мирное угощение. Наиболее совершенной и общепринятой формой разрешения наиболее острых конфликтов у дагестанских народов является маслаат, который широко применялся при убийствах, ранениях, при оскорблениях и похищениях женщин и т.д.
3. Культура обычного права
Обычное право сложилось в общественном сознании раньше всех других форм права, так как обычаи и традиции, составляющие основу этого права, возникли на переходном этапе от первобытно-общинной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися структурами власти. Обычаи и традиции, закрепляясь в общественном сознании как устойчивая форма поведения и действия людей, предшествовали в истории развития общества всем другим источникам права. В ранних государственноорганизационных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. Некоторые авторы - дагестановеды, учитывая «государственное» и социокультурное измерения, хронологически представляют периодизацию развития правовой системы Дагестана тремя основными этапами: 1) дореволюционный период, включающий в себя: а) древний период, то есть с момента возникновения на территории Дагестана в IV в. до н. э. первого государства Кавказская Албания до распространения в Дагестане с X в. мусульманской религии; б) период смешанной правовой системы, сложившейся под влиянием обычного права народов Дагестана и мусульманского права (X - начало XIX в.); в) правовую систему государства Имамат (1825-1859); г) правовую систему Дагестанской области Российской империи (1860-1917); 2) советский период (с 1917 до конца 1980-х гг.); 3) современный период (с начала 1990-х гг.). Адат - обычное право народов Дагестана. В переводе с арабского слово «адат» означает обычай и представляет собой совокупность норм обычного права, которые призваны регулировать взаимоотношения в обществе у мусульманских народов. Первоначально адаты передавались по традиции из поколения в поколение в устной форме; при решении дел по адату прибегали к помощи тех, кто помнил прецеденты по подобным правонарушениям и принятым по ним решениям в прошлом. Обычно это были сельские судоисполнители или представители старшего поколения. С появлением и распространением арабской письменности адаты стали записывать, и каждое последующее поколение вносило свои изменения или вводило новые статьи в адатные нормы с учетом изменений в общественной жизни и сознании. Таким образом складывался свод адатных норм каждого общества, который учитывал местные специфические условия отдельного селения или союза сельских обществ. В XVII веке появились первые письменные своды адатов у народов Дагестана, такие как постановления кайтагского уцмия Рустем-хана, гидатлинские адаты и кодекс законов Умма-хана Аварского.
4. Культура мусульманского права
Традиционно в регулировании общественных отношений у дагестанских народов, наряду с нормами обычного права и морально-нравственными предписаниями, важную роль играло мусульманское право. Борьба за приоритетное право в регулировании общественных отношений началась с середины VIII века, т.е. вместе с началом распространения исламской религии в Дагестане. И только на рубеже XVIII-XIX веков шариат прочно занял свое место в системе судопроизводства в обществе и стал регулировать дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства. Уголовные же дела (убийства, воровство, грабежи и т.д.), нарушения права собственности личности и тому подобные продолжали решаться преимущественно по прежним адатным нормам. Однако необходимо заметить, что в XIX веке строгое разграничение в регламентации общественных отношений на основе шариата и адата не всегда соблюдалось; многие вопросы регламентировались как адатными, так и шариатскими нормами. Понятия «мусульманское право» и «шариат» являются близкими по смыслу. Шариат в переводе с арабского означает «прямой, правильный путь» и представляет собой совокупность норм и правил поведения, которыми должен руководствоваться всякий правоверный мусульманин как в личной, так и в общественной жизни. На основе шариатских норм в традиционных обществах Дагестана регулировались религиозные, нравственные, юридические, бытовые аспекты жизни мусульман. Все это в совокупности принято называть законами шариата. В период антиколониальной борьбы в XIX веке имамы Дагестана Гази-Магомед и Шамиль делали все, чтобы вытравить из сознания горцев адат и устроить общественную жизнь по шариату. В созданном Шамилем 40-х годах XIX века государстве имамат жизнь также пытались строить по шариату. Однако, когда в 1859 году имамат перестал существовать, его народ немедленно вернулся к знакомым прежним адатным нормам, а на основе шаритских законов по-прежнему продолжали решаться дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства и некоторых гражданских исков. После окончательного присоединения Дагестана к России в конце XIX века царская администрация снова позволила дагестанцам решать свои дела по адату, для чего адаты народов Дагестана были собраны, систематизированы и изданы. Более последовательную борьбу с адатными отношениями среди дагестанцев как противоречащими социалистической законности и правопорядку начали проводить в 30-х годах XX века, в период строительства социализма. Однако многие бытовые адаты сохранились до наших дней и способствуют поддержанию правопорядка в обществе, особенно в сельской местности.
5.Правовая система Имамата
В Имамате государственной религией был ислам, а государственным правом - шариат. Известно, что Шамиль принял много законов, изменил и дополнил шариат. В шариате содержалось много противоречий, и Шамиль это хорошо понимал. Чтобы их устранить, Шамиль изменил и развил шариат в соответствии со взглядами и нуждами народа. Это не означает, что адат был полностью заменен шариатом. Как отмечал полковник А. Руновский, «Шамиль очень хорошо осознавал, что противоречия в шариате могут превратиться в источник зла и возможных злоупотреблений. Поэтому Шамиль видел настоятельную необходимость избрать дорогу по собственному усмотрению и направить на нее горцев, чтобы отнять у них всякую возможность сбиться». Шамиль понимал, что необходимо создать свод правил, регламентирующих деятельность и обязанности властей. Мало было сформулировать такие правила - надо было еще найти способ сделать их приемлемыми для горцев, никогда не признававших над собой никакой власти, кроме Аллаха. Для этого Шамиль собрал в Анди съезд всех должностных лиц и влиятельных 35 людей Имамата, а затем обратился к ним с предложением избрать имамом человека более достойного и способного, чем он, ведь уже более 10 лет он исполняет обязанности имама и сумел добиться неплохих результатов. Он подчеркнул, что борьба будет длиться еще долго. Собравшиеся ответили, что не знают другого человека, который мог бы руководить делами народа лучше, чем Шамиль. Тогда Шамиль заставил их пообещать беспрекословно исполнять все, что он сочтет нужным для защиты страны. Получив такое заверение, Шамиль предложил письменный свод основных правил, определяющих основные обязанности всех военных, гражданских, духовных лиц и ответственность за их нарушение, который стал называться «Низамы Шамиля». В Имамате на основе шариата было создано по разным источникам 13-14 низамов (сборников законов) по различным отраслям права: государственному, уголовному, уголовно-процессуальному, гражданскому, семейному, финансовому и др. Многие низамские нормы, имеющие важное прогрессивное значение, были заимствованы из шариата. Низамы вобрали в себя те горские адаты, которые не противоречили шариату. Низамы оказались правом, которое было на порядок выше старых дагестанских адатов и традиций, в Имамате они имели большую силу, чем законы Российской империи и нормы православной религии. Анализ низамов показывает, что они являлись системой права, совокупностью норм, регулирующих общественные отношения так, как это выгодно узденству. Реализация этих норм способствовала удовлетворению интересов массы горцев и осуществлению функций Имамата по организации борьбы за свободу и независимость. Низамы способствовали объединению горцев в борьбе с общественно опасными деяниями. Низамы удерживали людей от совершения запрещенных деяний и направляли их к одной цели. Если бы Имамат не был бы разрушен извне, то на Северном Кавказе утвердилось бы своеобразное правовое пространство, с которым пришлось бы считаться всем, и друзьям, и недругам. Правовая система Имамата основывалась на мусульманских законах, она пронизывала все сферы жизни горцев.
Словарь терминов:
Аскет – человек, который ведет строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
Дият – плата за кровь родственникам убитого.
Назидание – наставление, поучение.
Остракизм – изгнание, гонение.
Репрессия – карательная мера со стороны государства.
Союз сельских обществ – несколько джамаатов, объединенных в союз.
Теология – богословие.
Третейский суд – вмешательство третьей, независимой стороны в урегулирование конфликта.
Эрудиция – глубокие знания в какой-либо области.
Вопросы и задания:
1. Что такое адат и какова его роль в регулировании общественных отношений в дагестанском обществе?
2. Назовите известные вам адатные нормы дошедшие до нас.
3. Как вы относитесь к закону кровной мести? Как вы считаете, почему она имела важное место в жизни традиционного дагестанского общества?
4. Какие вопросы в дагестанских обществах регулировались адатом и какие шариатом?
5. Почему шариат не смог вытеснить адатные нормы при имамате?
6. Каковы были причины конфликтов в традиционном дагестанском обществе.
7. Назовите методы разрешения разных конфликтов?
8. Какую роль выполняли третейские судьи?
9. Спросите у представителей старшего поколения, были ли в вашем селении или районе в прошлом случаи маслаата и как они происходили?
10. Каковы особенности морально-нравственных установок в отличие от адатных и шариатских норм? Покажите на примере роль дагестанского намуса в регулировании общественных отношений.
11. Какую сферу общественных отношений регулировали шариатские нормы и с чем это связано?
12. В чем демократизм в традиционном самоуправлении народов Дагестана? 13. Какие народы наиболее торжественно отмечали праздники цветов?