Дата:__15.05.2020г._ Учитель:Абдулгамидова Э.А.
14 группа – Ювелир
Предмет: Обществознание
Тема:
«Демократия»
Цели и задачи:
1. Воспитание осознанного уважения к демократическим принципам государственного управления.
2. Способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности.
3. Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии.
4. Углубить знания учащихся о демократическом политическом режиме, подвести учащихся к пониманию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм ведущих демократических принципов, а также политических прав личности, порождающих эти формы.
Организационный момент.
Притча. Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: «О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывается. Они надсмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!». Султан снисходительно улыбнулся и сказал: «Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу – закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!».
Вопрос:
- как бы вы характеризовали этот вид правления? (______________).
(Демократия – форма политического, экономического устройства общества,
основанная на признании народа в качестве источника власти).
План урока
1. Принципы и ценности демократии.
2. Парламентаризм.
3. Проблемы современной демократии.
1. Принципы и ценности демократии.
1. Принцип большинства
2. Уважение прав меньшинства
3. Принцип политического плюрализма
4. Гласность.
5. Принцип правового и политического равенства граждан
6. Демократическая политическая культура граждан
7. Парламентаризм
8. Ненасилие
9. Свобода
10. Терпимость
11. Сотрудничество
12. Компромисс
- какой из принципов и ценностей демократии для вас наиболее важен? Почему? (ответы учащихся)
2. Парламентаризм.
Одним из достижений демократии являются свободные выборы, которые находят свое выражение в парламентаризме. Вспомните, что такое парламентаризм?
Парламентаризм – система правления, характеризующаяся распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.
История российского парламентаризма не была безоблачной. Анализируя события прошлых лет, мы можем извлечь немало полезных уроков. Идеалы парламентаризма сыграли важную роль в истории России. Исторический опыт развития парламентаризма позволяет сделать вывод, что из всех форм представительная форма является самой демократичной, позволяющая обеспечивать политическую стабильность в нашей стране и ее динамичное экономическое развитие. Для современной России она стала важнейшим фактором успеха, обеспечивающая стабильность конституционных положений, развитие образования и здравоохранения, борьба с безработицей и реализация права на труд, повышение социальных гарантий для граждан
3. Проблемы современной демократии.
1. Одна из проблем российской демократии - сложность принятия и реализации компетентных политических решений. Многие ученые, политики и рядовые граждане предлагают возможные пути ее преодоления. Приведем некоторые из этих предложений:
- отменить референдумы, ибо большинство граждан еще не готовы принимать осознанные, важные для страны решения;
- заменить прямые выборы косвенными, при которых непосредственное избрание в органы государственной власти осуществляли бы наиболее образованные люди. Они смогли бы действительно отобрать наиболее достойных представителей из числа претендентов на власть;
- ужесточить меру ответственности за нарушение законодательно установленных правил.
Как вы относитесь к этим предложениям? Приведите аргументы за и против каждого из них. Возможно, у вас есть свои варианты решений, предложите их для обсуждения.
2.Некоторые ученые и политики в качестве «лекарства» от всех «болезней» российской демократии предлагают: «Больше демократии!». Как вы понимаете эту мысль? Выскажите предположение о возможных последствиях ее практической реализации.
В одном из своих посланий Федеральному собранию РФ (май 2004 г.) Президент РФ отмечал: «Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать – тот не вполне искренен. Но все же наше общее устройство пока далеко от совершенства. И надо признать: мы в самом начале пути». Попытайтесь конкретизировать эти положения, опираясь на материалы СМИ и свой личный опыт.
3.Школа – это своего рода тоже маленькое государство.
Приведите примеры своего участия в решении вопросов школьного и ученического коллектива.
Итог урока.
До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии?
А. «Называется этот строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех» (Перикл, V в до н. э.)
Б. «Демократия - не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дает семья и вера» (Р. Рейган)
В. «Демократия… в ней страшная мощь разрушения… Конечно, разрушение создает, оно расчищает место… Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому она не будущее. Будущее вне политики…» (А. И. Герцен).
Оцените достоинства и недостатки каждого из приведенных здесь утверждений.
Д З. В качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку вы должны были подготовить материалы СМИ о современной российской демократии. Используя их, выполните задание.
Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию.