Дата:__15.05.2020г._                              Учитель:Абдулгамидова Э.А.

 

14 группа – Ювелир

 

Предмет: Обществознание

 

Тема:

«Демократия»

 

Цели и задачи:

1.    Воспитание осознанного уважения к демократическим принципам государственного управления.

2.    Способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности.

3.    Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии.

4.    Углубить знания учащихся о демократическом политическом режиме, подвести учащихся к пониманию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм ведущих демократических принципов, а также политических прав личности, порождающих эти формы.

 

 

Организационный момент.

Притча. Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: «О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывается. Они надсмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!». Султан снисходительно улыбнулся и сказал: «Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу – закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!».

 

Вопрос:

- как бы вы характеризовали этот вид правления? (______________).

(Демократия  форма политического, экономического устройства общества,

основанная на признании народа в качестве источника власти).

 

 

План урока

1.    Принципы и ценности демократии.

2.    Парламентаризм.

3.    Проблемы современной демократии.

 

1.    Принципы и ценности демократии.

 

1.    Принцип большинства

2.    Уважение прав меньшинства

3.    Принцип политического плюрализма

4.    Гласность.

5.    Принцип правового и политического равенства граждан

6.    Демократическая политическая культура граждан

7.    Парламентаризм

8.    Ненасилие

9.    Свобода

10. Терпимость

11. Сотрудничество

12. Компромисс

 

- какой из принципов и ценностей демократии для вас наиболее важен? Почему? (ответы учащихся)

 

2.    Парламентаризм.

Одним из достижений демократии являются свободные выборы, которые находят свое выражение в парламентаризме. Вспомните, что такое парламентаризм?

Парламентаризм – система правления, характеризующаяся распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

История российского парламентаризма не была безоблачной. Анализируя события прошлых лет, мы можем извлечь немало полезных уроков. Идеалы парламентаризма сыграли важную роль в истории России. Исторический опыт развития парламентаризма позволяет сделать вывод, что из всех форм представительная форма является самой демократичной, позволяющая обеспечивать политическую стабильность в нашей стране и ее динамичное экономическое развитие. Для современной России она стала важнейшим фактором успеха, обеспечивающая стабильность конституционных положений, развитие образования и здравоохранения, борьба с безработицей и реализация права на труд, повышение социальных гарантий для граждан



3. Проблемы современной демократии.

1. Одна из проблем российской демократии - сложность принятия и реализации компетентных политических решений. Многие ученые, политики и рядовые граждане предлагают возможные пути ее преодоления. Приведем некоторые из этих предложений:

- отменить референдумы, ибо большинство граждан еще не готовы принимать осознанные, важные для страны решения;

- заменить прямые выборы косвенными, при которых непосредственное избрание в органы государственной власти осуществляли бы наиболее образованные люди. Они смогли бы действительно отобрать наиболее достойных представителей из числа претендентов на власть;

- ужесточить меру ответственности за нарушение законодательно установленных правил.

Как вы относитесь к этим предложениям? Приведите аргументы за и против каждого из них. Возможно, у вас есть свои варианты решений, предложите их для обсуждения.

 

2.Некоторые ученые и политики в качестве «лекарства» от всех «болезней» российской демократии предлагают: «Больше демократии!». Как вы понимаете эту мысль? Выскажите предположение о возможных последствиях ее практической реализации.

В одном из своих посланий Федеральному собранию РФ (май 2004 г.) Президент РФ отмечал: «Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать – тот не вполне искренен. Но все же наше общее устройство пока далеко от совершенства. И надо признать: мы в самом начале пути». Попытайтесь конкретизировать эти положения, опираясь на материалы СМИ и свой личный опыт.

 

3.Школа – это своего рода тоже маленькое государство.

Приведите примеры своего участия в решении вопросов школьного и ученического коллектива.

 

Итог урока.

До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии?

А. «Называется этот строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех» (Перикл, V в до н. э.)

Б. «Демократия - не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дает семья и вера» (Р. Рейган)

В. «Демократия… в ней страшная мощь разрушения… Конечно, разрушение создает, оно расчищает место… Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому она не будущее. Будущее вне политики…» (А. И. Герцен).

Оцените достоинства и недостатки каждого из приведенных здесь утверждений.

 

 

Д З.  В качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку вы должны были подготовить материалы СМИ о современной российской демократии. Используя их, выполните задание.

Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию.