Дата:__15.05.2020г._                             Учитель:  Абдулгамидова Э.А.

 

7 группа - ПОРТНОЙ

 

Предмет: Обществознание

 

Тема:

«Социальная роль»

 

 

Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

Основные понятия: социальный статус, социальная роль.

 

План занятия (слайд презентации):

1.     Социальная роль.

2.     Виды социальных ролей

 

     1. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

     Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

2.Виды социальных ролей

     Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

     Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

 

3.    Задание

 

     Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе?  Как меня воспринимают люди? Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.

Вот кто вы?  Вы ученики класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.

Та позиция, которую занимает  человек, согласуясь  с определённым ему статусом называется социальным статусом. 

Социальных статусов у человека в жизни великое множество.  И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

 

Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

Типы социальных статусов:

·        Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения

·        Достигаемый  статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.  

Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

 

Чтение стихотворения В. Берестова

 

Я В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ РОЛЯХ ( В. Берестов)

 

Лет в десять, дома, со своими,

Ты носишь собственное имя.

Но чуть на улицу попал,

Ты это имя потерял.

Здесь нет имен, здесь носят клички.

А в школе? Тут свои привычки,

Большим тебя считают тут

И по фамилии зовут.

Итак, три звания, три роли:

В семье, на улице, и в школе.


Охарактеризовать себя с точки зрения выполнения различных социальных ролей, которые человек играет в обществе, помогает выполнение следующего задания, которое вы найдете в учебнике и рабочей тетради. Учащиеся представят себя конкретным «Я» в роли...
Я - гражданин, друг, ученик, сын (дочь), брат (сестра), одноклассник, партнер.
Учебная информация поможет учащимся увидеть, из каких личностных качеств складывается представление о личности человека. Основу этих личностных качеств в образе «Я» составляют:
— знания, умения, навыки;
- умственные способности;
- трудолюбие, прилежание;
- предприимчивость, активность;
- доброта, доброжелательность;
- честность, правдивость;
- ответственность, обязательность;
- самостоятельность, целеустремленность;
- общительность, коллективизм;
- творческие способности;
- оптимизм, жизнерадостность.

 

Домашнее задание.

1. Записать и выучить основные термины.

2.Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

3.Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?