Дата:__14.05.2020г._ Учитель:Абдулгамидова Э.А.
25 группа -Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Предмет: Обществознание
Тема:
«Социальная роль»
Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.
Основные понятия: социальный статус, социальная роль.
План занятия (слайд презентации):
1. Социальная роль.
2. Виды социальных ролей
1. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).
2.Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).
3. Задание
Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.
Вот кто вы? Вы ученики класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.
Та позиция, которую занимает человек, согласуясь с определённым ему статусом называется социальным статусом.
Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)
Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.
Типы социальных статусов:
· Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения
· Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.
Чтение стихотворения В. Берестова создает эмоциональный настрой урока.
Я В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ РОЛЯХ ( В. Берестов)
Лет в десять, дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен, здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице, и в школе.
Охарактеризовать себя с точки зрения выполнения различных социальных ролей,
которые человек играет в обществе, помогает выполнение следующего задания,
которое вы найдете в учебнике и рабочей тетради. Учащиеся представят себя
конкретным «Я» в роли...
Я - гражданин, друг, ученик, сын (дочь), брат (сестра), одноклассник, партнер.
Учебная информация поможет учащимся увидеть, из каких личностных качеств
складывается представление о личности человека. Основу этих личностных качеств
в образе «Я» составляют:
— знания, умения, навыки;
- умственные способности;
- трудолюбие, прилежание;
- предприимчивость, активность;
- доброта, доброжелательность;
- честность, правдивость;
- ответственность, обязательность;
- самостоятельность, целеустремленность;
- общительность, коллективизм;
- творческие способности;
- оптимизм, жизнерадостность.
Домашнее задание.
1.Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?
2.Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?