Тема: Возможности российских СПС и история их развития
История развития справочных правовых систем (СПС) в нашей стране берет свое начало с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации – 25 июня 1975 года вышло Постановление Совета министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Пункт 7 этого документа звучал так:
«Признать необходимым ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. В этих целях создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации».
В результате в 1976 году при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который стал первой в стране организацией, предпринявшей попытку решить на современном научно-техническом уровне проблему поиска правовой информации. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли только государственные органы.
С началом реформ спрос на электронные базы данных стал активно расти, и государственные организации оказались не в состоянии удовлетворить этот спрос ни количественно, ни качественно. Поэтому именно на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века одновременно с появлением в стране персональных компьютеров появились негосударственные, коммерческие СПС.
Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие как “Гарант”, “Кодекс”, “Консультант Плюс”.
Информационная правовая система “Гарант” разработана в 1991 г., представляет собой набор тематических баз данных по отдельным областям права. Большое количество комментариев и расставленные между документами ссылки делают правовую информацию, имеющуюся в базах, “готовой к применению”.
В 1992 г. НПО “Вычислительная математика и информатика” предложило систему, способную удовлетворить запросы значительной части потребителей правовых систем. Ориентируясь на широкий круг пользователей, разработчиком была создана программная оболочка, освоение которой не составляет труда даже неподготовленному пользователю. На сегодняшний день НПО “ВМИ” имеет мощную сеть представительств по России. Каждому пользователю системы, независимо от его местонахождения, гарантируется оперативное поступление информации. Кроме того, в большинстве крупных городов на основе технологий “Консультант Плюс” созданы региональные правовые базы данных.
“Центр компьютерных разработок” из С.-Петербурга в 1992 г. создал первую версию информационно-правовой системы “Кодекс”. Основная концепция развития – предоставление исчерпывающей информации как по Российскому законодательству в целом, так и по отдельным (специализированным) отраслям права. В базу данных включены информационные материалы, такие, как электронные версии печатных изданий, юридические комментарии, формы договоров и справочная информация.
Превзойдя в последние годы по тиражам печатные издания юридической и бухгалтерской направленности, справочные правовые системы предоставляют своим пользователям максимум удобств при поиске и работе с информацией.
Сегодня использование справочных правовых систем (СПС) стало стандартом работы с правовой информацией, привычным инструментом специалистов различных областей.
Основные понятия справочных правовых систем
Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие пользователю производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов и выводить их на бумажные носители.
Правовая информация – массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
В зависимости от источника и направленности информации выделяют официальную, индивидуально-правового характера и неофициальную правовую информацию (рис. 1.):
Рис.1. Классификация правовой информации
Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и законы субъектов РФ, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций. Выделяют следующие группы в этом виде информации: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) не влечет правовых последствий. К этому виду информации относят материалы подготовки, обсуждения и принятия законов, материалы статистики по правовым вопросам, образцы деловых бумаг и т.д.
Важное значение, с точки зрения организации информационных процессов, играет классификация информации по уровню доступа. Под доступом к информации понимается возможность ее получения и использования (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Не может быть ограничен доступ:
1) к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В законодательстве и юридической науке рассматриваются следующие виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональные тайны и личная (семейная) тайна (рис. 2):
Рис. 2. Классификация информации по уровню доступа
В настоящее время СПС представляют собой значительный массив правовых документов, иногда не имеющих аналогов в печатной форме и существенно дополняющих фонд традиционных печатных источников. СПС является удобным и эффективным средством организации труда, связанного с анализом правовой информации и формированием решений по исследуемым правовым проблемам. Как правило, правовые системы состоят из комплекса обязательных универсальных (или политематических) и дополнительных тематических информационных банков правовых актов:
· российское (федеральное) законодательство (примерно с 1991 г.) – включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России, правовые акты разъяснительного характера, правоприменительные акты персонального характера, законопроекты, комментарии специалистов к основополагающим документам;
· региональное законодательство – содержит документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ;
· международное право – включает двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации;
· судебная и арбитражная практика – включает документы, освещающие деятельность судебной системы РФ, судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики, судебные акты по делам, рассмотренным в федеральных арбитражных судах округов в порядке кассации;
· информационные модули по отдельным отраслям права различных видов деятельности (например, медицина, налогообложение, бухучет, аудит, строительство, торговля и т.п.). Особую подгруппу профессиональных систем составляют так называемые специализированные справочные системы. Их содержание строго привязано к специфике определенных отраслей экономики. Главная специфика специализированных систем – наличие в базах данных наряду с общеправовыми документами, раздела нормативов и стандартов. Стандарты – особый класс нормативных документов, формулирующих и устанавливающих технические нормы в различных областях человеческой деятельности. Несмотря на узкоспециализированный технический характер, стандарты зачастую важны и для широкого круга потребителей – например, нормативы безопасности, стандарты потребительского качества товаров и услуг, экологические стандарты и другие. Профессиональные справочные системы обеспечивают специалистов, работающих в разных областях, всей необходимой информацией;
· проекты законов, неопубликованные документы, которые представляют большую сложность в разыскании традиционным библиографическим путем;
· электронные правовые справочники, содержащие правовую информацию для широкого круга потребителей, ориентированные для использования непрофессионалами с целью предварительного электронного юридического консультирования. Справочники содержат тексты основных правовых актов, необходимых в той или иной области применения, но самое главное, они содержат комментарии специалистов, разъясняющие применение законодательства, типовые вопросы-ответы, типовые формы документов с комментариями по их применению, электронные версии печатных изданий. Все материалы содержат ссылки на нормативные акты к текстам, к которым при желании пользователь может обратиться по ссылке.
СПС должны обладать такими характеристиками, как полнота и достоверность правовой информации, качество ее обработки, оперативность поставки.
Основные возможности СПС:
1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации – основное требование, предъявляемое к СПС. Таким образом, конкурентоспособные СПС реализуют как сложные СУБД с развитым полнотекстовым поиском, гипертекстом, ориентированные на работу с текстовыми полями большого размера.
2. Возможность быстрого поиска по различным основаниям: по реквизитам документов, полнотекстовый поиск, поиск по специализированным классификаторам, а также одновременное использование нескольких видов поиска. Поиск по реквизитам документа предполагает поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Его возможно применить, если точно известны реквизиты конкретного документа. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа) основан на быстрых алгоритмах поиска, которые предполагают существование общего словаря, содержащего все слова из включенных документов со ссылками на источники. Недостатком такого метода поиска может быть появление множества документов, где искомое слово содержится не в нужном контексте. Поиск по специализированным классификаторам, которые разделяют на иерархические и алфавитные, предполагает разделение документов и их фрагментов по рубрикам (темам) и юридическим понятиям, расположенным в алфавитном порядке.Рубрики могут быть достаточно сложными: состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.
Отметим еще ряд дополнительных сервисных возможностей, закладываемых в СПС высокого уровня:
· Создание собственных постоянных подборок документов по какой-либо проблеме (папок документов).
· Расстановка закладок в тексте.
· Наличие гипертекстовых связей между документами.
· Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.
3. Возможность регулярного и оперативного обновления позволяет специалистам своевременно получать свежую информацию, что для правовой информации является решающим фактором.
Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет, так как все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. Также здесь можно найти серверы государственных органов с правовой информацией в открытом доступе, содержащие ограниченные наборы документов отдельных ведомств.
Работа с СПС в общем случае состоит из следующей последовательности действий:
· формирование запроса на поиск интересующего пользователя набора документов;
· работа со списком документов, выбор из списка и активизация нужного элемента;
· работа с текстом выбранного документа.
Контрольные вопросы
- Что входит в понятие «информационная технология»?
- Охарактеризуйте форму представления ИТ в виде спецификаций.
- Охарактеризуйте форму представления ИТ в виде реализаций.
- Охарактеризуйте проектную форму представления ИТ.
- В чем состоит различие предметных, прикладных, обеспечивающих, функциональных, распределенных и объектно-ориентированных ИТ?
- Назовите виды ИТ.
- Перечислите основные компоненты ИТ по способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС).
- Перечислите основные компоненты ИТ по степени охвата задач управления.
- Перечислите основные компоненты ИТ по классам реализуемых технологических операций.
- Перечислите основные компоненты ИТ по типу пользовательского интерфейса.
- Перечислите основные компоненты ИТ по вариантам использования сети ЭВМ.
- Перечислите основные компоненты ИТ по обслуживаемой предметной области.
- Какие способы обработки бумажных документов используются в офисе?
- Какова структура документационного обеспечения управления?
- Дайте определение понятию Справочные правовые системы (СПС).
- Виды СПС. Назовите известные вам коммерческие СПС.
- Какие задачи решают правовые информационно-поисковые системы?
- Перечислите основные возможности СПС.