30.04.20г

Тема: Системы управления базами данных (СУБД). Возможности СУБД. Основные элементы БД.

    Решение практических задач из любой области деятельности человека требует большого количества данных. И базы знаний, и базы данных служат для получения различных сведений, которые затем используются для принятия решений в управлении, при постановке диагнозов, в обучении и в других видах человеческой деятельности.

(записываем тему  урока) -  тетрадь запишем тему, определение БД.

     База данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Информация, которая хранится в БД, как правило, относится к некоторой конкретной

предметной области.

Например, базы данных:

1. книжного фонда библиотеки,

2. кадрового состава предприятия,

3. медицинского учреждения (сведения о пациентах),

4. законодательных актов уголовного права,

5. современной музыки.

Рассмотрим виды связей, так как именно они определяют тип базы данных.

1. Связь «один к одному». Наиболее простой способ указать связь между данными – поместить данные совместно, например, в одной строке ведомости. Тогда сразу ясно, что такой -то (фамилия) работает тем-то (должность) и получает столько-то (зарплата). Все строки ведомости имеют один шаблон, в столбцах находятся данные одного типа. Каждая строка, как элемент ведомости и как сведения об одном работнике, представляет собой одно целое и может быть помещена в файл как одна запись. В виде одной записи файла можно хранить большое количество сведений, касающихся одного человека, какого-либо другого объекта или явления.

2. Связь «один ко многим». Любому элементу, рассматриваемому как объект, свойство или атрибут в информационной системе, может соответствовать несколько других объектов, свойств или атрибутов. Подобная структура имеет несколько уровней. Каждый ее элемент может быть связан с несколькими другими, находящимися на нижнем уровне, и только с одним из более верхнего уровня. Такая структура называется древовидной или деревом. Каталоги, подкаталоги и содержащиеся в них файлы образуют древовидную структуру. Такую же структуру имеют практически все предприятия, министерства, ведомства и армия. Все, где есть единоначалие, может быть представлено в виде древовидной модели.

3. Связь «многие ко многим». Производственные отношения между предприятиями часто имеют сложный характер, отражающийся в сетевых структурах. Сеть – многоуровневая структура, каждый элемент которой может быть связан как с несколькими элементами нижнего уровня, так и с несколькими элементами верхнего уровня. Например, магазин получает товары от нескольких поставщиков. Бывает, что один и тот же товар поставляется разными поставщиками и в то же время один поставщик обеспечивает несколькими товарами. Если рассмотреть связи «товар–поставщик», то они представляют собой сеть. Также сетевая модель получится и при рассмотрении связей «учитель – класс».

         Сама по себе БД содержит только информацию – «Информационный склад» – и не может обслуживать запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляет СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ. СУБД – Это ПО, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации. СУБД создает на экране компьютера определенную среду для работы пользователя (интерфейс), и имеет определенные режимы работы и систему команд.

Именно на основе СУБД создаются и функционируют информационно-поисковые

системы(WWW).

 Типы СУБД

      Известны 3 способа организации информации в БД и связей между ними:

1. Иерархические (в виде дерева) .Существует строгая подчиненность элементов: один главный, остальные подчиненные. Например, система каталогов на диске.

2. Сетевые ( более гибкие): нет явно выраженного главного элемента и в ней

существует возможность установления горизонтальных связей. Например, организация информации в Интернете (WWW).

3. Реляционные -  наиболее распространенные.

    Термин «реляционный» (от латинского relatio – отношение) указывает, прежде всего, на то, что такая модель хранения данных построена на взаимоотношении составляющих ее частей.  Реляционной  называется БД, которая содержит информацию, организованную в виде прямоугольной таблицы.

Каждая строка таблицы содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре), а каждый столбец – конкретную характеристику этого объекта (фамилия, название, цена). Строки такой таблицы называются записями, столбцы – полями. Каждая запись должна отличаться от другой значением хотя бы одного поля, которое называется ключом. Ключевое поле – это поле или группа полей, которые однозначно определяют запись. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля.

3. Разбор примеров:

     Рассмотрим таблицу, в которой хранятся сведения об учениках вашей школы (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, номер личного дела). На основании этой таблицы создадим базу данных школьников и назовем ее «Наша школа».

№ личного дела

Класс

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

К-15

7 «Б»

Коновалов

Максим

Александрович

11.10.92

М-22

8 «Б»

Макаркин

Андрей

Владимирович

30.03.91

У-4

9 «Б»

Украсов

Тимур

Леонидович

22.06.90

И-38

10 «А»

Иванова

Елена

Сергеевна

4.02.89

Ф-38

6 «Б»

Фонева

Анна

Алексеевна

11.01.93

Реляционная модель базы данных имеет следующие свойства:

•     Каждый элемент таблицы – один элемент данных.

•     Все столбцы в таблице являются однородными, т. е. имеют один тип (числа, текст, дата и т. д.).

•     Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя.

•     Одинаковые строки в таблице отсутствуют.

•     Порядок следования строк в таблице может быть произвольным и может характеризоваться количеством полей, количеством записей, типом данных.

Рассмотрим приведенный выше пример. Данные в нем представлены в виде таблицы, которая содержит сведения об учениках школы. Раз мы хотим создать базу данных, то данной таблице необходимо присвоить имя. Пусть она называется «Школа». В столбцах данной таблицы будем записывать параметры, характеризующие каждого ученика, а в строках будем записывать сведения об одном конкретном ученике. Каждый столбец (поле) также должен иметь свое имя. В нашем случае это: номер личного дела, класс, фамилия, имя, отчество, дата рождения. Имена полей в одной таблице не могут повторяться. Если вы хотите поместить в таблицу телефоны (домашний и рабочий родителей), вы должны создать два поля с разными названиями, например: Телдом и Телраб.

Над этой моделью базы данных удобно производить следующие действия:

•     сортировку данных (например, по алфавиту);

•     поиск записей (например, по фамилиям) и т. д.

•     выборку данных по группам (например, по датам рождения или по фамилиям);

Реляционная модель данных, как правило, состоит из нескольких таблиц, которые связываются между собой ключами.

Ключ — поле, которое однозначно определяет соответствующую запись.

В нашем примере в качестве ключа может служить номер личного дела учащегося.

В заключение отметим, что в настоящее время реляционная модель является наиболее удобной и применимой моделью хранения данных.

Рассмотрим иерархическую модель на примере базы данных «Наша школа», построенной нами ранее. С точки зрения иерархи ческой модели, она должна принять следующий вид: в состав школы входят классы; параллельные классы делятся по буквам, в состав каждого класса входят конкретные ученики. Модель может быть представлена в виде схемы:

Уровень 1                                                                ШКОЛА

 

Уровень 2     Первые классы      Вторые классы      Третьи классы        Пятые классы            ...        

 

Уровень 3     1 «А»  1 «Б»              2 «А»  2 «Б»              3 «А»  3 «Б»              5 «А»  5 «Б»

 

Уровень 4     Отдельные ученики разных классов

 

 

 

 

 


4. Типы данных и их свойства

 

 

 

4. Самостоятельная работа учащихся:

  1. Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля (индивидуальная работа).

Цель – закрепить понятия Поле, Запись.

Вариант 1.     Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13, хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа.

Вариант 2.     +18, Москва, северный, Пермь, дождь, дождь, южный, +20, +15, Санкт-Петербург, южный, без осадков, без осадков, Ека­теринбург, +17, восточный.

  2. Предлагается составить базу данных об абитуриентах, которая содержит такие данные: Фамилия, имя, отчество, школа, адрес, телефон.

  3. Дана таблица данных «Автомобилисты». Перечислить названия всех полей таблицы и определить ее ключевое поле.

 

Владелец

модель

 

номер

 

дата регистрации

 

Левченко Н.Г.

 

Волга

 

А537АК-59

 

15.03.96

 

Сидоров А.М.

 

Форд

 

К1370П-59

 

14.02.95

 

Горохов Н.Н.

 

Жигули

 

Б171АМ-5Э

 

27.10.95

 

Федоров К. Р.

 

Волга

 

А138АП-02

 

20.05.96

 

Сидоров А.М.

 

Жигули

 

К735ММ-59

 

27.10.95

 

 

  4. Имеется база данных:

Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Класс

Школа

1

Иванченко

Олег

Олегович

1988

7

105

2

Карасев

Сергей

Иванович

1986

9

95

3

Беликов

Никита

Петрович

1985

11

35

4

Носков

Андрей

Павлович

1986

10

2

 

Количество полей в ней равно:

      а) 2      б) 4      в) 6      г) 7

Количество записей в ней равно:

      а) 2      б) 4      в) 6      г) 7.

 

Домашнее задание:

Задания

1.    Составьте реляционную модель собственной записной книжки, в которой хранятся сведения о ваших друзьях и знакомых.

2.    Составьте реляционную модель табеля успеваемости учеников вашего класса.

3.    Создайте на листе бумаги базу данных, которая описывала бы административное устройство какого-либо предприятия или фирмы. Какую модель базы данных лучше применить в этом случае?

4.    Создайте на листе бумаги базу данных, которая описывала бы любую административную структуру.