29.04.2020.    

Дисциплина: «Русский язык и культура речи».

Группа №21, «Туризм»

Раздел 8. ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

Тема урока: Средства воздействия на слушателей.(2ч.)

 

 План.

 1.Приемы создания выразительности речи

 2.Приемы диалогизации, драматизации, создающие эффект диалога, сотрудничества

3.Намеренное нарушение общепринятых требований

4.Приемы привлечения внимания

5.Эмоциональность, экспрессивность, образность речи.

 

 

Средства и способы речевого воздействия на аудиторию.

Речевые механизмы воздействия основаны на использовании языковых средств, целью которых является воздействие, пробуждение любознательности.

1. Приемы создания выразительности речи - тропы и фигуры, создающие особую эмоциональность изложения.

Метафора - это троп, основанный на переносе свойств и признаков одного предмета на другой по принципу сходства или контраста. Олицетворение - приписывание неодушевленным предметам свойств и признаков живых существ. Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общего признака.

2. Приемы диалогизации, драматизации, создающие эффект диалога, сотрудничества:

• обращение, риторическое обращение

• средства совместности

• риторическое восклицание

• вопрос, риторический вопрос

• признание своей ошибки

• введение вымышленной речи (своей или чужой

3. Намеренное нарушение общепринятых требований: проблемное формулирование темы, парадокс, загадка.

4. Приемы привлечения внимания

• Использование цитирования, лучше парадоксального, которое создает эмоциональный настрой, активизирует мыслительную активность, интерес

• Обращение к интриге, конфликту – столкновению противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов

• Афоризм, пословица или поговорка для обобщения сказанного.

Рассмотрим несколько приемов воздействующего вступления.

• Апелляция ко времени, месту, где проходит общение, недавно происшедшему событию • Апелляция к интересам аудитории

• Передача приветствий

• Апелляция к личности оратора

• Обращение к конкретному случаю, историческому эпизоду

Существуют и особые виды заключений в речи:

• Подытоживающее повторение. Повторение – самый примитивный, однако работающий способ воздействия

• Призыв.

• Интригующая концовка, в которой слушателям предлагается самим сделать вывод.

• Обращение к аудитории. Оно может содержать благодарность и комплимент

• Иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Со структурой речи связано еще одно средство воздействия - местоположение наиболее важной информации. Согласно "закону края", она должна быть или в начале, или в конце теста. Исследования показали, что расположение самой важной информации в конце текста предпочтительнее для благожелательного и заинтересованного слушателя и читателя. Информационная насыщенность начала речи наиболее эффективна для адресата нейтрального или незаинтересованного, которого необходимо сразу активизировать.

2.Эмоциональность, экспрессивность, образность речи.

Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции слушателей. Это различные изобразительно-выразительные средства.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Использование метафор не всегда делает речь художественной. Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности, при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Эпитетами, как и другими средствами речевой выразительности, не следует злоупотреблять.

Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.

Ценное средство выразительности — инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повтор: анафора и эпифора.

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь. Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает.

Нередко применяют так называемый риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории - эффективный прием.

К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в текст. Эта речь может быть точной или приблизительной, а иногда даже вымышленной. Дословно переданная прямая речь называется цитатой.

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщения на тему: «Средства воздействия на слушателей»

2.Выучить опорные определения лекции.