КТНД Шихкеримова Т. Л.
Дата: 27.04.20.
Группа№ 4 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
Тема . Хозяйственная деятельность народов Дагестана
1. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана
2. Культура земледельческого труда
3.Культура животноводческого труда
1. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана Традиционно у дагестанских народов сложились две календарные системы: первая – для подсчета времени и деловой переписки и вторая – сельскохозяйственная. С проникновением ислама в Дагестане также получил распространение хиджра – мусульманский календарь. Однако такой календарь не был приемлем для сельскохозяйственных работ, так как мусульманский лунный календарь короче солнечного летосчисления, которым мы теперь пользуемся, на 11 дней. Поэтому начало года по хиджре ежегодно перемещается назад на 11 дней. В результате по солнечному календарю получалось, что проходили 32 года, по хиджре – 33 года. Мусульманский календарь успешно использовали в деловой переписке для обозначения дат и для летосчисления. Солнечным календарем, которым мы пользуемся теперь, народы Дагестана научились пользоваться только со второй половины XIX века, т.е. после окончательного присоединения к России. Традиционный сельскохозяйственный календарь строго учитывал местные природно- географические условия каждого региона и даже отдельного селения. По перемещению солнца относительно горизонта горцы научились определять дни летнего и зимнего солнцестояния, а также дни весеннего и осеннего равноденствия. Согласно современному календарю они совпадают: зимнее солнцестояние – 22 декабря; летнее солнцестояние – 22 июня; весеннее равноденствие –22 марта; осеннее равноденствие –22 сентября. По меткам на горизонте горцы запоминали места восхода и захода солнца. Метками могли быть выступы на горе, вершина холма, а при отсутствии запоминающейся природной метки на горизонте жители аула могли установить или построить столб на соответствующем месте. По мере приближения солнца к этой метке, в момент его восхода или захода горцы безошибочно определяли начало весны или приближение осени Таковы были самобытные сельскохозяйственные календари народов Дагестана, которые сложились традиционно и учитывали специфику хозяйственных работ каждого региона и даже отдельного аула.
2.Культура земледельческого труда Главной отраслью хозяйства народов Дагестана было земледелие. Культура земледелия в Дагестане имеет древние и богатые традиции, а возникновение и становление её восходит к периоду неолита (новокаменный век VII – V тыс. до н. э.), о чем свидетельствуют материал археологических раскопок. Основными зерновыми культурами, которые выращивали повсеместно народы Дагестана, являлись пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, а в некоторых местах культивировали также полбу.. Дефицит земельных угодий был причиной того, что горцы вынуждены были неимоверным трудом многих поколений делать искусственные поля, т.е. строить террасы. На склонах гор устраивать пашни было нецелесообразно, так как ливневые Дожди смывали плодородный верхний слой, да и обрабатывать такие поля было неудобно. Культура земледелия народов Дагестана строго соответствовала природно- географическим условиям края, а проведение земледельческих работ регламентировалось адатными нормами и постановлениями джамаата. Ни один член джамаата не имел права выйти для проведения полевых работ раньше чем об этом принимали решение старейшины джамаата. Такая строгая дисциплина нужна была для того, чтобы исключить кражи с чужого поля и нарушения межевых границ во время пахоты и тем самым избежать конфликтов в джамаате. Таким образом складывалась общая для всего джамаата культура проведения сельскохозяйственных работ, основанная на строгой дисциплине и порядке. Техника производства в земледелии у народов Дагестана сложилась с учетом географических условий и хозяйственно-экономической направленности каждого региона. Своеобразная техника возделывания зерновых культур сложилась у народов Дагестана. Техника земледелия в горах до XIX века была довольно примитивной и представляла собой рало, которым разрыхляли землю. В XIX веке стали использовать деревянную соху с железным лемехом, в которую впрягали одну или несколько пар волов, что существенно повысило производительность труда. Одному, двум и даже трём земледельцам не под силу было выставлять полное тягло, поэтому односельчане объединялись в товарищества на время пахоты. На равнине и в предгорье в XIX веке землю уже распахивали плугом, в который впрягали 4-6 пар быков. Затем пашню бороновали деревянной бороной. Пшеницу жали серпами, затем делали снопы и возили их на гумно. Гумно представляло собой ровную площадь, тщательно утрамбованную горем" ми катками. Здесь ровным слоем застилали снопы и обмолот хлеба производили с помощью молотильных досок в бычье упряжке. С нижней стороны молотильных досок были вбиты маленькие каменные или металлические пластинки, которые постоянно задевая колосья пшеницы, лущили их. Когда сверху убирали солому, внизу оставалось зерно, которое еще раз очищали от шелухи путем обветривания. Культура земледельческого производства народов определялась бережным, аккуратным отношением земледельца к инвентарю. Люди строго соблюдали условия хранения и содержания техники: с арбы на зиму снимались колеса, которые смазывались, острые инструменты всегда были наточены и готовы к использованию. Работы по ремонту и изготовлению несложного инвентаря каждый хозяин производил самостоятельно. Отношение к технике производства во многих случаях являлось мерилом моральной репутации земледельца в джамаате.
3.Культура животноводческого труда Наряду с земледелием и другими занятиями, основной хозяйственной деятельностью народов Дагестана традиционно являлось скотоводство. Скотоводство, также как и земледелие, зародилось в эпоху неолита, т.е. в VII-V тысячелетиях нашей эры. Поэтому у дагестанских народов сложились многовековая самобытная культура и традиции занятия скотоводством. Культура ведения скотоводства в Дагестане сложилась в строгом соответствии с природно-географическими и климатическими условиями края. Жители плоскостной и предгорной зон Дагестана занимались разведением преимущественно крупного рогатого скота – быков, коров, буйволов. Этому способствовало наличие в достаточном количестве пастбищных и сенокосных угодий Жители высокогорья отдавали приоритет овцеводству, хотя разводили также крупный рогатый скот. Все зависело от наличия в достаточном количестве пастбищных и сенокосных земель. Однако крупный рогатый скот в горах был низкорослым и соответственно выносливым и неприхотливым в питании. Этого требовали горный рельеф, ограниченность пастбищных угодий, суровый климат, в условиях которого приходилось добывать корм домашнему скоту. Скотоводство как в предгорной, так и в высокогорной зонах носило отгонный характер, то есть на зимний период скот перегоняли на равнину, где зима была не столь суровой, как в горах, а на летний сезон перегоняли обратно в горы. В основном перегоняли мелкий рогатый скот - овец и коз. Горцы перегоняли скот на зимние пастбища на Терско-Сулакскую и Приморскую низменности Дагестана, а также на равнинные территории Азербайджана и Грузии. Так, овцы лакцев, даргинцев и ряда обществ аварцев перегонялись на зимние пастбища Приморской низменности Дагестана. В Дагестане, особенно в его горной части, широкое развитие получило разведение ослов и лошадей. Лошадей использовали чабаны и пастухи. В качестве рабочей силы в условиях бездорожья незаменимым средством в горах являлся осел. На нем горцы перевозили почти все грузы. В хозяйстве использовались также мулы, которые обладали выносливостью осла и относительно высокой скоростью. Однако их количество было невелико. Во второй половине XIX века в Дагестане широкое развитие получила хуторская система ведения хозяйства. Многие семьи на летний период переселялись в хутора вместе со скотом и небольшим домашним скарбом. Там они оставались до первых заморозков. Так легче было содержать скот летом, а заодно можно было заготовить сено на зиму. Хуторская система просуществовала вплоть до 30-х годов XX века и была ликвидирована в связи с образованием колхозов. Словарь терминов: Десятина – единица измерения площади равная 1, 09 га.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте необходимость сельскохозяйственного календаря для горцев Дагестана?
2. Когда в Дагестане возникло земледелие и что этому благоприятствовало?
3. Какой порядок ведения полевых работ существовал в джамаатах и почему?
4. Почему земля у горцев пользовалась большим спросом?
5. Опишите 12-летний календарь животного цикла.
6. Опишите сельскохозяйственный календарь горцев Дагестана.
7. Перечислите четыре хозяйственно-культурные зоны в Дагестане.
8. Что собой представляет отгонное животноводство, почему оно получило распространение в Дагестане?