27.04. 2020г.
Дисциплина: Литература
Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»
Тема:Особенности
жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» (Анализ пьесы)
Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляющие
жанра и конфликта в пьесе..
I. Беседа по содержанию пьесы «На дне»
В
ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые
философские и эстетические представления Ницше. Центральным образом у раннего
Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому
жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором
Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель»,
утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге
даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и
зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки
зрения, является сопротивление общему течению жизни.
После
серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький
создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей
философско-художественной системе писателя — драму «На дне» (1902). Посмотрим,
какие герои населяют «дно» и как они живут.
Найти и записать ответы на вопросы:
— Как изображается место действия?
— Какие люди являются обитателями ночлежки?
— Что является предметом
изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?
— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина,
Барона,
Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова
предыстория этих персонажей?
— В чем особенность социального конфликта
каждого обитателя ночлежки?
— Как социальный конфликт взаимосвязан с
драматургическим?
— Какого рода конфликты,
кроме социального, выделяются в пьесе?
— В чем своеобразие любовного конфликта?
П. Слово учителя
Конфликт, в котором участвуют все герои, —
другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не
столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев.
Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.
Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской
драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как
социально-философскую драму.
III. Проверь себя. Тест.
1. Каков
жанр пьесы М. Горького «На дне»?
1. политическая сатира
2. комедия нравов
3. социально-философская драма
4.водевиль
2. Данная
сцена происходит
1. после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице
2. непосредственно перед уходом Луки из ночлежки
3. после монолога Сатина «Человек - это звучит... гордо»
4. после убийства Костылева
3. Что повлияло на изменение Актера?
1. угрозы Костылева и Василисы
2. «голая правда» Бубнова
3. рассказы Луки о лучшей жизни
4. публицистические речи Сатина
4.
В данной сцене главной является проблема
1. богатых и бедных
2. человеческого достоинства
3. роли искусства в жизни человека
4. настоящего и прошлого России
5.
Главным средством создания характеров героев является?
1. портреты героев
2. речь героев
3. внутренние монологи
4. открытая авторская оценка
IVДомашнее задание
Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его
высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере
29.04.
2020г. Дисциплина:
Литература Группа
№24, «Дизайн (по отраслям)» Тема: Вопрос о правде в драме Горького «На
дне» Цель урока: выявить
позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. I. Философский вопрос, который поставил сам
Горький: что лучше — истина или сострадание? Вопрос, о правде многогранен.
Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую
окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме
«На дне». Можно выделить два уровня «правды». Один —
это «частная правда, которую отстаивают герой уверяет всех, и прежде всего
себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существовании
своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение,
оказавшееся безнадежным и после смерти жены: «Работы нет... силы нет! Вот —
правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!» Для
Василисы «правда» то, что она «надоела» Ваське Пеплу, то, что она издевается
над сестрой: «Не хвастаюсь — правду говорю». Такая «частная» правда находится
на уровне факта: было — не было. Другой уровень «правды»,
«мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются
формулой: «Во что веришь — то и есть». 11.
Выводы и анализ. Горький выдел правды: «правду-истину» и
«правду-мечту». Эти «правды» совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен
миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! —
это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в
воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, все же остальное — дело
его рук и его мозга!» Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный
«человек вообще» возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего
конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими
проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в
отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в
будущем — в перспективе слияния человечества на основах разумного
преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к
дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются
ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький. Герои Горького отражают двойственность,
противоречивость, мятежность натуры отразила переломный момент во всей судьбе
писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе
перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в
середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом». Домашнее задание 1. Ответить на вопросы: — Позиция какого персонажа
противопоставляется позиции Луки? — Найдите реплики, характеризующие
мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их. — Какие ремарки характеризуют
Бубнова? — Какова позиция Сатина в пьесе? — Чью позицию выражает Сатин в
монологе о человеке? 2.Подготовиться
к обзорному обсуждению романа Горького «Мать».