27.04./29.04.2020г.
Группа №20, Изготовитель художественных изделий из керамики
Дисциплина__Литература
Тема урока: Раннее творчество А. П. Чехова. Маленькая трилогия.(2ч.)
Цель: раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова, особенности творческой манеры писателя.
Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». По каким признакам литературоведы объединяют эти произведения? (Рассказы объединены общей темой ( «футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине .)
Рассказ «Человек в футляре»
Итак, главная тема трилогии. Как она воплощается в содержании рассказа «Человек в футляре»? Что такое «футляр»? (В этом рассказе слово употребляется в прямом значении – вещи Беликова имеют каждая свой футляр. Но этим писатель, естественно, не ограничивается: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». Появляясь уже в названии рассказа, «футлярная тема» получает такое развитие: вещи, циркуляры, страх перед начальством, «как бы чего не вышло», крах жизни и, наконец, идеальный футляр, который оберегает герой – гроб.)
Если у Беликова литературные предшественники? Или он исключительно чеховское создание? Заметили ли вы какие-нибудь парадоксы личности Беликова? (Он одновременно и жалок (смешной маленький, скрюченный, похожий на хорька), и страшен. Ведь не только коллеги, гимназия, но и весь город живет по его принципу: «Как бы чего не вышло»!)
Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донети начальству на молодого коллегу.
От чего же умер Беликов?
Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?
Сделаем вывод: в первом рассказе трилогии футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих.
Рассказ «Крыжовник»
Второй рассказ трилогии – «Крыжовник» - повествует о другом человеке. Если Беликов показан в трилогии как человек уже сфомировавшийся, то характер Николая Иваныча дается в развитии. История Николая Иваныча Чимши-Гималайского – это история оскудения души, духовная деградация. Проследим ее основные этапы.
По словам Ивана Иваныча , изначально его брат «был добрый, кроткий человек». Он испытывал отвращение к бесцветной, скучной чиновничьей жизни, тяготился своей службой в казенной палате. Николай Иваныч, вспоминая своевольное деревенское детство («стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу»), мечтал о просторе, о свободе. Но постепенно эта романтическая тяга принимала все более реальные, но ограниченные очертания. Поэзия сменилась жестокой прозой; Николай Иваныч уже мечтал о том, «как будет есть собственные щи», приобретет свою усадьбу, непременно с крыжовником. Таким образом, мечты о счастье, о свободе превратились в обыкновенные устремления стать собственником. Вдохновенно, с увлечением рисует Николай Иваныч планы будущего поместья. И это уже – план жизни, схема существования.
Как на ваш взгляд, это достойно существования человека
Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?
(1. Мы помним, с помощью каких средств достиг счастья Николай Иваныч: недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, как нищий, уморил жену, которая принесла ему капитал, но не выдержала жизни, полной лишений и ограничений. Причем герой даже не понял, что он главный виновник ее смерти.
(2. Мы наблюдаем, как изменился «счастливец» и внешне и внутренне. Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, надут, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что несообразную «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч.
Сделаем вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.
Почему же рассказ Ивана Иваныча о счастливом человеке не произвел впечатленич на слушателей?
Вывод: как в Буркине отчасти живет Беликов (свою мысль этот человек тоже прячет в футляр, желание достучаться до других его не посещает, а жить свободно и осмысленно - страшно), так и в Алехине живет Николай Иваныч! «Крыжовником» для Павла Константиновича стало его имение.
Рассказ «О любви»
Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь можно загнать в «футляр»? Оказывается, что можно.
Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?
Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев
Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви
Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?» Рассудочная, не верящая в себя любовь обречена… Болезнь героини – лучшее подтверждение тому, что нельзя так жестоко обращаться с собственным чувством. У Анны Алексеевны расстроены нервы, она раздражительна и глубоко несчастна. Как тут не вспомнить жену Николая Иваныча, которая зачахла в доме у «футлярного» человека! При всей несхожести ситуаций, разве не так чахнет и героиня рассказа «О любви»?
К сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.
Алехина роднит с Николаем зависимость от имения. А есть ли что-то общее у Алехина и Беликова?
Футляр в рассказе «О любви» - это стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой.
И самое печальное то, что Алехин, в отличие от Беликова и Николая Иваныча, понимает, что так жить невозможно, но сделать ничего не может: не освободиться ему никогда от этого «футляра», не расколоть скорлупы, не вырваться из душных рамок забот об имении и душевного одиночества.
Заключительное слово учителя
Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы в своей жизни «футлярных» людей?»