24.04.2020г. Абдулгамидова Э.А.
7 группа - ПОРТНОЙ
Урок обществознания
по теме
«Социальный статус»
Тип урока – изучение нового материала. Урок проводится в форме беседы с опорой на житейские, обыденно-практические знания учащихся.
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли.
2. Развивать умение учащихся извлекать социальнозначимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с различными видами социальных статусов и социальных ролей, встречающихся в повседневной жизни.
2. Научить учащихся определять свои социальные статусы и роли и социальные статусы и роли окружающих.
3. Дать учащимся представление о различных видах социального конфликта.
Основные понятия: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль, ролевой конфликт.
План
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА:
2. Социальные статусы:
3. НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ
4. СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято называть совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА – внешнее устройство общества или социальной группы, состоящее из определённым образом расположенных , упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определённых рамках.
Элементами социальной структурывыступаютсоциальные статусыи роли.Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества.
Вместе с тем, хотя структура описывается как устойчивое, неподвижное строение , исторически она изменяется.. Подвижность её как и придают социальные роли , которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.
2. Социальные статусы:
Социальный статус –определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не имеет отношения к продавцу, пешеходу или инженеру. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя и т.д. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители 2-ух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
!!! Важно усвоить:
· Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но НЕ взаимодействуют между собой.
· Взаимодействуют между собой только субъекты – носители статусов, т.е. люди.
· В социальные отношения вступают не статусы, а их носители - люди.
· Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.
Один и тот же человек может обладать множеством статусов, т.к. участвует во множестве групп и организаций. он мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, человек средних лет, православный, член редколлегии, и т.д. Один и тот е человек может занимать противоположные статусы (сын и отец).
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется СТАТУСНЫЙ НАБОР.
*В статусном наборе обязательно найдётся главный и неосновные статусы. ГЛАВНЫМ СТАТУСОМ именуется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Для мужчин главным является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин - ??? Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
*Различают также СОЦИАЛЬНЫЙ и ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Это достигаемый статус, т.к. приобретается в результате свободного выбора.
ЛИЧНЫЙ СТАТУС – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком – значит занимать определённое положение в структуре межличностных отношений (но не социальных)
*Разновидностью социального статуса выступают ПРИПИСЫВАЕМЫЙ и ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУСЫ.
ПРИПИСЫВАЕМЫЙ СТАТУС – статус в котором человек рождён (прирождённый), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Правда, известны случаи, когда статус является приписываемым, но не прирождённым (статус принца, который со временем превратиться в статус короля)
ПРИРОЖДЕННЫЙ СТАТУС – статус, к которому относят пол, национальность, расу. Негр – прирождённый статус в том смысле, что изменить цвет кожи и другие физиологические особенности невозможно. Однако негр в ЮАР, США, и на Кубе – это разные социальные статусы. Поэтому негр – это не только прирождённый, но и приписываемый статус. Если прирождённый статус получает подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества, тогда он становится и прирождённым, и приписываемым.
Система родства даёт целый ряд прирождённых и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, … Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками в законе: тёща, тесть, пасынок, падчерица…. Это приписываемые, но не прирождённые статусы.
*Приписываемым называется любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроль. В отличие от него ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУС приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора…
Статусы мужа, жены тоже достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию.
*Но иногда вид статуса определить сложно. В таких случаях говорят о СМЕШАННОМ СТАТУСЕ, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим статус безработного, если его уволили не добровольного, а в результате сокращения.
*Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы – это разновидности ОСНОВНЫХ СТАТУСОВ. Но кроме них существует огромное количество эпизодических, НЕОСНОВНЫХ СТАТУСОВ. Это статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля… Как правило, это временные состояния. Права и обязанности таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы. Но они есть , хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. И вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много.
За каждым статусом стоит большая группа либо социальная категория. Основные статусы (православные, инженеры, мужчины,…) образуют РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Неосновные статусы (квартиросъёмщики, пешеходы, пациенты…) образуют НОМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ , или статистические категории. Как правило , носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействую. Они типичный объект статистики.
3. НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ:
Для человека характерно как минимум 2 типа рассогласованности:
1) мыслей, слов и действий.
2) потребностей, ценностей и мотивов.
Оба относятся к внутреннему миру человека.
Однако есть рассогласование, которое описывает внешнее положение индивида в обществе – это НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ.
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству соц. групп, престиж которых в обществе неодинаков. Так, коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих и т.п. В общественном мнении со временем вырабатывается и словесно передаётся , но, как правило, ни в каких документах не регистрируется ИЕРАРХИЯ СТАТУСОВ и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется РАНГОМ. Есть высокий, средний или низкий ранг. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (межгрупповой), между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповой), и здесь место человека выражается тем же термином «ранг».
НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ – это противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Оно возникает при 2-ух обстоятельствах: когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. (Например, высокооплачиваемый банкир – высокий профессиональный ранг, отнюдь не всегда будет занимать высокий ранг среди друзей или родственников).
4. СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Так, бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.
Политические, религиозные, демографические, кровные, экономические, профессиональные статусы определяют интенсивность , продолжительность , направленность и содержание социальных отношений.
Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не родственником или недругом, вы должны узнать содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или не явно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Так, предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, продавец – как в возможном покупателе… Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, насколько в реальности вы будете отвечать его ожиданиям!!!
Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. он маскирует его правилами вежливости поведения, которые создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.
ВЫВОД: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих отношений – и межличностных, и социальных.
Мы знаем, что социальный статус- милиционер, а его поведение в рамках этого статуса, подразумевает охрану закона, борьбу с преступностью. И это его социальная роль. А как социальный статус связан с социальной ролью мы узнаем на следующем уроке.
Д/З 1)Записывают определение термина
2) Что нужно сделать, чтобы достичь желаемого статуса? Правила придумать
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
|
ПРИМЕРЫ |
|
ВИДЫ СТАТУСА |
А) |
наследник престола |
1) |
предписанный |
Б) |
чемпион мира |
2) |
достигаемый |
В) |
француз |
|
|
Г) |
муж |
|
|
Д) |
начальник отдела в фирме |
|
|
Ответ
2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Ответ
3. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером.
Ответ
4. Установите соответствие между примерами социальных ролей и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
|
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ |
|
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ |
А) |
кассир |
1) |
основная |
Б) |
пешеход |
2) |
ситуационная |
В) |
исследователь |
|
|
Г) |
отец |
|
|
Д) |
зритель |
|
|
Е) |
производитель |
|
|
Ответ