КТНД Шихкеримова Т. Л.                                                           

Дата: 20.04.20.

Группа№ 4 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.

Тема: «Торгово-экономические и культурные взаимоотношения народов Дагестана»

1.Торговые и культурные взаимоотношения до присоединения к России

2.Торговые и культурные взаимоотношения после присоединения к России

 

         1.Торговые и культурные взаимоотношения до присоединения к России

Торгово-экономический и культурный обмен как внутри отдельных союзов, так и за их пределами народам Дагестана был жизненно необходим, так как скудность края и соответствующий дефицит материальных ресурсов отчасти мог компенсироваться и сбалансироваться только торговым обменом. Наряду с дефицитом материальных ресурсов развитию торговых и культурных отношений способствовала непропорциональность развития отдельных отраслей хозяйства в разных обществах, а также специализация отдельных обществ на производстве различных ремесленных изделий. Так, животноводы нуждались в продуктах земледелия и приобретали их в обмен на продукты своего производства. Соответственно гончары или оружейники приобретали необходимые продукты в обмен на свои изделия. По поводу необходимости развития торговли для горцев русский генерал И. Паскевич в XIX веке писал: «Аварцы не могут доставлять необходимейших для себя вещей, кроме как обменивая некоторые собственные произведения с жителями равнины. Без такого обмена и без торговли, аварцы существовать не могут». Таким способом традиционно складывались торговые взаимоотношения между дагестанскими народами, в процессе которых происходили культурные взаимовлияния.

Развитие торговли наблюдалось в трех направлениях: внутри отдельного региона; между горцами и жителями равнины, а также посредством вывоза продукции за пределы области. До присоединения к России особенное развитие получили первые два направления, и у дагестанских народов внутренние торговые операции совершались большей частью путем обмена. Медные котлы, овцы, отрезы льняной ткани или сукна при отсутствии общедагестанской или локальной денежной монеты играли промежуточную роль. Своих денег ни до, ни в период существования имамата здесь не чеканили. Однако в Дагестане накануне окончательного присоединения к России имели хождение в ограниченном количестве денежные знаки, так называемые ханские, иранские, османские, голландские гульдены и русские деньги. Особенно почитались русские серебряные монеты.

Важную роль в экономике горцев играли центры торгового и культурного обмена местного значения, в которых еженедельно по пятницам собирались базары. Из земледельческих и садоводческих округов сюда привозили семена на посев, фрукты, пеньковые изделия. На такие базары женщины выносили свои сукна, ковры, паласы, готовые черкески; медники выставляли свою посуду; оружейники - кинжалы, шашки, винтовки, пистолеты; овцеводы пригоняли овец. Такой обмен товарами, например, происходил в селениях Нижнее Инхо, Чирката Гумбетовского союза обществ. Село Мехельта, как центр союза, выполнял функции культурного и торгового центра. Гумбетовцы также принимали участие в торговом обмене за пределами своих обществ в таких селениях, как Ансалта, Ботлих, Анди, Дылым, Буртунай, Аракани, Хунзах и т.д. Они вывозили в Анди часть своей шерсти и приобретали там андийские бурки, железные изделия, оружие, кукурузу.

Как правило, торговые и культурные центры складывались на пересечении дорог или в центрах союзов обществ и феодальных образований. Известные торговые и культурные центры в Дагестане сложились в таких селениях, как Тарки, Эндери, Аракани, Чох, Согратль, Кази-Кумух, Цудахар, Анди, Акуша, а также в городе Дербенте. Так, в начале XIX века в Дербенте насчитывалось 420 лавок. К тому же Дербент исторически находился на пересечении торгового пути из Передней Азии в Европу, и определенная часть перевозимого товара продавалась здесь. Оттуда местные торговцы распространяли товары по всему Дагестану, демонстрируя к тому же культурные достижения ближнего и дальнего зарубежья среди народов Дагестана. Транзитные товары среди горцев в значительной степени распространяли местные купцы из числа горских евреев.

Культурно-экономический обмен между горцами и жителями равнины носил традиционный характер и был обусловлен тем, что горцы всегда нуждались в продуктах земледелия и всегда обменивали на них продукты скотоводства. Известным торговым и культурным центром в Засулакской Кумыкии являлся Эндирей, где горцы Северного Дагестана вели оживленную торговлю с плоскостными жителями. Так, жители сел. Мехельта и Аргвани Гумбетовского союза обществ привозили в Эндирей для обмена и продажи «лезгинское сукно», жители сел. Ичичали - медную посуду, Чирката и Инхо - фрукты. Большинство жителей пригоняло на продажу сюда овец, коз, крупный рогатый скот. Традиционно в большом количестве горцы для обмена и продажи в Эндирей привозили шкуры и кожи конские, крупного и мелкого (овечьи и козьи) рогатого скота, а также шерсть, мясо, масло и сыры.

Наряду с продуктами животноводства горцы вывозили на плоскость ремесленные изделия, которые здесь обменивали на хлеб, металл, мануфактуру, предметы домашнего обихода и т.д. В горах традиционно существовала проблема с дефицитом соли, и поэтому недостающее количество ее приобреталось на равнине.

Наряду с экономической выгодой торговля имела и международное значение; посредством гостеприимства устанавливались благоприятные морально-психологические взаимоотношения между людьми разных регионов и народностей. Так, в результате культурного и экономического обмена многие горцы сносно владели кумыкским языком, а в округах, непосредственно граничащих с соседней Чечней, например, андийцы знали чеченский язык и наоборот. Соответственно народы Южного Дагестана свободно общались с соседними азербайджанцами. Наряду со знанием языка происходил культурный обмен, в результате которого народы перенимали друг у друга не только производственный опыт и трудовые навыки, но и обычаи и обряды. Например, салатавские аварцы переняли у соседних кумыков многие элементы свадебных обрядов.

Таким образом, посредством торгово-экономического обмена происходил процесс культурного сближения народов Дагестана как между собой, так и с соседними народами, такими как грузины, азербайджанцы, чеченцы.

Чечня традиционно для горцев Дагестана была житницей, откуда поступал хлеб. Главным пунктом вывоза хлеба в Дагестан из Чечни являлось село Ведено, откуда через Хорочоевское ущелье в горный Дагестан шла так называемая Андийская дорога. Особо тесные торгово-экономические отношения с Чечней сложились у андийцев.

Однако следует заметить, что в период существования имамата развитию торговли в горах Дагестана препятствовали не только бездорожье, но и царская администрация, которая блокировала горцев, принуждая их к покорению.

     2. Торговые и культурные взаимоотношения после присоединения к России.

Бурное развитие получили торговые и культурные взаимоотношения народов Дагестана как внутри области, так и за ее пределами после окончательного его присоединения к России. Теперь Россия была заинтересована в подъеме экономического и культурного уровня края, а местное население получило рынки для сбыта своих товаров.

Горцы Дагестана теперь стали больше вывозить на рынки Северного Кавказа скот и продукты животноводства, сушеные фрукты, орехи, изделия кустарных промыслов, такие как сукно, бурки, ковры, холодное оружие. Взамен завозили хлеб, нефть, железо, черные и цветные металлы, ткани, предметы роскоши, пряности и многое другое. За пределами области местное население имело торговые отношения в Кизляре, Астрахани, Нухе, Шемахе, Тифлисе. Так, в Грузию горцы в большом количестве вывозили сукно разного качества, большей частью темных цветов, которое использовалось грузинами на одежду. Вывозились в таком же количестве бурки, всякого рода оружие в серебряной оправе с позолотой и без таковой, шерстяные покрывала для вьюков, куньи и лисьи шкуры, воск и шелк-сырец.

Со второй половины XIX века резко возросли торговые и культурные взаимоотношения между населением Дагестана и центральными регионами России. Простор для реализации своей продукции в российских городах получили местные народные умельцы. Так, унцукульцы начали изготовлять ручки для зонтиков, подсвечники, мундштуки, палки, бокалы, чернильные приборы. Высокое художественное оформление определило возрастающий спрос на изделия унцукульцев не только на Кавказе, но также в России и за рубежом. Так, в 1888 году из Унцукуля вывезли трубок и мундштуков в 4 губернии Украины на 900 рублей. По данным «Кавказского календаря», в конце XIX века из Унцукуля было отправлено в Россию деревянных изделий на 9 тысяч рублей. Народные умельцы получили возможность демонстрировать свои изделия на различных выставках. Так, в 1900 году на Всемирной выставке в Париже два мастера из Унцукуля получили бронзовые медали за инкрустацию по дереву. На этой же выставке унцукульцы реализовали своих изделий на 30 тысяч рублей.

На Кавказской выставке в 1888 году Дагестан экспонировал 175 кустарных изделий, заняв по количеству выставленных экспонатов второе место после Тифлисской губернии. По количеству поощрений на этой выставке Дагестан занял первое место. Из 106 отмеченных кустарных изделий по всему Северному Кавказу и Закавказью 46 приходилось на долю Дагестана.

Во второй половине XIX века бурное развитие в горах получила шер- стеобработка, что было непосредственно связано с товарным характером шерстяных изделий и возможностью сбывать их не только в России, но в в странах Передней Азии. Достаточно отметить, что в 1892 году из Андийского округа на продажу было вывезено 53 511 бурок. Каждая бурка стоила 6 рублей, и валовой доход от реализации бурок составил 321 066 рублей.

Наибольшую предприимчивость в торговле среди горцев проявляли жители Кази- Кумухского округа, о которых представитель русской интеллигенции Н. Львов писал: «Из них - есть торговцы, ведущие свои обороты на десятки тысяч рублей, изделия казикумухские проникают в Тифлис, между ними есть замечательные оружейные мастера и искусные резчики по металлу и кости; лудильщиков можно встретить в разных местах Кавказа и в России - Оренбурге и Н. Новгороде». Многие представители горцев уходили в Баку и другие города Закавказья на сезонные работы, где приобщались к передовой культуре и перенимали ее.

Развитию рыночных отношений в области и культурному сближению местных народов с центральными регионами страны способствовало строительство железной дороги. В 1893 году была завершена прокладка железной дороги от Владикавказа до Порт-Петровска, в 1897 году она соединила Порт-Петровск с Дербентом, а в 1899 году была доведена до Баку. В 1915 году была проведена железнодорожная ветка Петровск - Темир-Хан-Шура. Общая протяженность железной дороги в области к 1900 году составляла 543 километра.

Строительство дорог и средств коммуникаций в пореформенный период дало мощный импульс для развития товарно-денежных отношений и культурного сближения области с центральными областями России. Особенно это стало ощущаться в конце века. Строительство железной дороги способствовало росту и развитию промышленности, а также подъему общей культуры населения области и, в частности, затронуло уклад горцев.

В результате строительства железной дороги увеличились объемы продаж за пределы области сельхозпродукции. В начале XX века продукты животноводства Дагестана сбывались в 23 губерниях России и вывозились за границу, в частности в Австро-Венгрию. Само собой разумеется, что такой широкий торговый обмен благотворно сказывался на культурных взаимоотношениях как с народами Северного Кавказа и Закавказья, так и России.

Если в 1894 году по железной дороге из области было отправлено 16 000 пудов всевозможных фруктов и 9600 пудов овощей, то в 1900 году было вывезено уже 19 946 пудов свежих и сушеных фруктов. По данным за 1901 год, из области было вывезено 49 200 пудов винограда. Благодаря развитию в области транспорта и средств коммуникации народы Дагестана быстрыми темпами стали втягиваться в культурные, политические и социальные процессы, происходившие в России и мире.

Люди, занимающиеся горно-долинным садоводством, также выиграли от происходящих в экономике преобразований, так как получили широкую возможность сбывать свою продукцию далеко за пределами области. Так, из Дагестанской области для кондитерских предприятий Центральной России ежегодно вывозилось 10-15 тысяч пудов сладких и горьких косточек абрикоса.

Важным следствием включения Дагестана в общероссийский рынок было не только расширение торговли, но и превращение ее из меновой в первой половине XIX века к концу века в денежную.

Торговля становится основным источником прибыли для определенной категории населения, и появляется социальная прослойка официально зарегистрированных торговцев. Число торговцев, получивших право на продажу, т.е. торговые свидетельства, ежегодно росло. Если в 1892 году их было 1686 человек, в 1896 году - 2665, то к 1911 году их число достигло 3464.

Без торгово-экономического развития не возможен был культурный прогресс местных народов и особенно горцев.

 

Вопросы и задания:

Каковы причины развития торговых отношений в традиционных дагестанских обществах?

Какую роль в культурном развитии народов Дагестана сыграла торговля?

Назовите известные торговые и культурные центры в Дагестане в XIX веке. А был ли в вашем регионе такой центр?

Как вы считаете, на каком языке общались и вели торговые сделки представители разных народов на базарах?

Как изменились торговые и культурные процессы в области во второй половине XIX века и чем они были обусловлены?