21.04./27.04.2020г.
Дисциплина: Русский язык
Группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»
Тема урока: «Правописание местоимений»
Почта для обратной связи elmina.vel@mail.ru
Правописание личных местоимений
В косвенных падежах с предлогами к местоимениям 3-го лица прибавляется н.
Пример:
он — к нему, она — о ней.
Буква н не присоединяется:
1) если личные
местоимения употребляются после производных предлогов
благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу:
благодаря ему (ей, им);
2) если
указанные местоимения следуют за сравнительной степенью прилагательного:
моложе его (её, их), ближе их.
Правописание притяжательных местоимений
С предлогом по, относящимся к существительному, притяжательные местоимения пишутся раздельно.
Пример:
«По моему мнению, Попов человек коварный».
Наречия, отвечающие на вопрос «Как?» и образованные от притяжательных местоимений при помощи приставки по– и суффикса –ему, пишутся через дефис.
Пример:
«Миша сделал (Как?) по-своему».
Правописание указательных местоимений.
Необходимо различать местоимения со стоящим перед ними предлогом, местоименные наречия и части составных союзов.
Указательные местоимения-прилагательные с предлогом пишутся раздельно.
Пример:
не ходи по тому болоту (по относится к существительному); «От того дома до этого — три шага».
Местоименные наречия пишутся слитно.
Пример:
потому (= поэтому),
затем (= потом),
отсюда (= из этого или от этого места),
оттуда (= из того или от того места),
поэтому (= по этой причине).
«Оттуда раздался крик».
Часть союза затем (чтобы) пишется слитно.
Пример:
«Я пришёл затем, чтобы извиниться».
Правописание неопределённых местоимений
Местоимения с частицами кое–, –то, –нибудь, –либо пишутся через дефис.
Пример:
кто-то, что-нибудь, кое-кто, где-то.
В неопределённых местоимениях-существительных с приставкой кое– предлоги в косвенных падежах стоят после приставки.
Пример:
кое у кого, кое о чём, кое с какими.
Правописание отрицательных местоимений.
Местоимения с приставками не– и ни– пишутся слитно.
Пример:
нигде, некуда.
В местоимениях под ударением пишется приставка не–, без ударения — ни–.
Пример:
некого — никого, некому — никому, нечем — ничем.
Если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно.
Пример:
некто, нечем, никакой;
а если предлог есть — то в три слова.
Пример:
не у кого, не за чем, ни к какому.
Сочетания не кто иной (другой) как и не что иное (другое) как выражают противопоставление; в них неявляется отрицательной частицей и пишется раздельно.
Пример:
«Разрешение
может дать не кто иной, как руководитель учреждения»;
«Горение — это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом
воздуха».
То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после местоименного сочетанияне кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному из этих сочетаний.
Пример:
«Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой».
В предложениях
с указанными сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто
иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как
правило, употребляются в отрицательных предложениях.
Пример:
«Никто иной не
мог бы сделать этого лучше»;
«Ничто другое нас бы не устроило»; также:
«Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое
положение».
В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения.
Пример:
«Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной».
В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т. е. пишется слитно с местоимением.
Пример:
ср.: «Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем». — «Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем».
«Недостатки
конструкции могут быть объяснены не чем иным, как ошибкой в расчёте». —
«Недостатки конструкции не могут быть объяснены ничем иным, как ошибкой в
расчёте».
«Этот провал не что иное, как угасший кратер». — «Этот провал — угасший кратер,
и ничто иное».
Работа с текстом
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1 )Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг…
1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок? (ПС) Почему?
2.Какой тип речи преобладает?
Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд.
Домашнее задание. (Выполнение лексико-грам.упр-й по теме) .
ЗАДАНИЕ 1. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.
1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
ЗАДАНИЕ 2. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.
Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.
Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.
Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.
2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.
Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.
(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.
(Не-ни) что иное ее не интересовало.