21.04./27.04.2020г.       

Дисциплина: Русский язык

Группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»

Тема урока: «Правописание местоимений»

Почта для обратной связи elmina.vel@mail.ru

 

 

Правописание личных местоимений

В косвенных падежах с предлогами к местоимениям 3-го лица прибавляется н.

Пример:

он — к нему, она — о ней.

Буква н не присоединяется:

1) если личные местоимения употребляются после производных предлогов
благодарянаперекорвопрекисогласнонавстречу:
благодаря ему (ейим);

2) если указанные местоимения следуют за сравнительной степенью прилагательного:
моложе его (еёих), ближе их.

Правописание притяжательных местоимений

С предлогом по, относящимся к существительному, притяжательные местоимения пишутся раздельно.

Пример:

«По моему мнению, Попов человек коварный».

Наречия, отвечающие на вопрос «Как?» и образованные от притяжательных местоимений при помощи приставки по– и суффикса –ему, пишутся через дефис.

Пример:

«Миша сделал (Как?) по-своему».

Правописание указательных местоимений.

Необходимо различать местоимения со стоящим перед ними предлогом, местоименные наречия и части составных союзов.

Указательные местоимения-прилагательные с предлогом пишутся раздельно.

Пример:

не ходи по тому болоту (по относится к существительному); «От того дома до этого — три шага».

Местоименные наречия пишутся слитно.

Пример:

потому (= поэтому), 
затем (
= потом), 
отсюда (
= из этого или от этого места),
оттуда (
= из того или от того места),
поэтому (
= по этой причине).
«Оттуда раздался крик».

Часть союза затем (чтобы) пишется слитно.

Пример:

«Я пришёл затем, чтобы извиниться».

Правописание неопределённых местоимений

Местоимения с частицами кое–, –то, –нибудь, –либо пишутся через дефис.

Пример:

кто-то, что-нибудь, кое-кто, где-то.

В неопределённых местоимениях-существительных с приставкой кое– предлоги в косвенных падежах стоят после приставки.

Пример:

кое у кого, кое о чём, кое с какими.

Правописание отрицательных местоимений.

Местоимения с приставками не– и ни– пишутся слитно.

Пример:

нигде, некуда.

В местоимениях под ударением пишется приставка не–, без ударения — ни–.

Пример:

некого — никого, некому — никому, нечем — ничем.

Если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно.

Пример:

некто, нечем, никакой;

а если предлог есть — то в три слова.

Пример:

не у кого, не за чем, ни к какому.

Сочетания не кто иной (другой) как и не что иное (другое) как выражают противопоставление; в них неявляется отрицательной частицей и пишется раздельно.

Пример:

«Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения»; 
«Горение — это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха».

То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после местоименного сочетанияне кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному из этих сочетаний.

Пример:

«Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой».

В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях.

Пример:

«Никто иной не мог бы сделать этого лучше»; 
«Ничто другое нас бы не устроило»; также: 
«Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение».

В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения.

Пример:

«Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной».

В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т. е. пишется слитно с местоимением.

Пример:

ср.: «Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем». — «Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем».

«Недостатки конструкции могут быть объяснены не чем иным, как ошибкой в расчёте». — «Недостатки конструкции не могут быть объяснены ничем иным, как ошибкой в расчёте».
«Этот провал не что иное, как угасший кратер». — «Этот провал — угасший кратер, и ничто иное».

 

Работа с текстом

АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1 )Сострадание - активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг…

1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок? (ПС) Почему?

2.Какой тип речи преобладает?

Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд.

 

Домашнее задание. (Выполнение лексико-грам.упр-й по теме) .

ЗАДАНИЕ 1. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

1.  У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).

2.  Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).

3.  Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).

4.  Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).

5.  Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).

6.  Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).

7.  Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).

8.  Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).

9.  Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

ЗАДАНИЕ 2. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.

1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.

Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.

Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.

Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.

Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.

Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.

2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.

Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.

(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.

(Не-ни) что иное ее не интересовало.