21.04./23.04.2020г..

Дисциплина: Русский язык                       

Группа №24, «Дизайн (по отраслям)»

Тема урока: Словосочетание.Типы словосочетаний.(2ч)

 

  Словосочетание — это единица синтаксиса, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом подчинительной связью и по смыслу: тёплый ветер, отправить письмо, ослепительно красивый.

 Не являются словосочетанием:

•     сочетание подлежащего и сказуемого: идёт дождь;

•     однородные члены предложения: осенью и зимой;

•     сложная форма будущего времени глагола: буду стараться;

•     форма повелительного наклонения глагола: пусть говорят, давайте помол­чим;

•     составная форма сравнительной и превосходной степени имени прилага­тельного и наречия: самый красивый, более ответственно;

•     сочетание одного и того же имени существительного в разных падежных формах без предлога и с предлогом: день за днём, с глазу на глаз.

Типы словосочетаний по характеру выражения главного слова 

именные

глагольные

наречные

главное слово — имя суще­ствительное, имя прилага­тельное, имя числительное и местоимение (стук дождя, совершенно бессмысленный, пять минут, каждый из нас)

главное слово — гла­гол и глагольные фор­мы — причастие и дее­причастие (строить дом, отправленный мною, возвращаясь до­мой)

главное слово — наре­чие (далеко от дома,совсем неинтересно)

 Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов 

        свободные словосочетания

несвободные словосочетания

В свободном словосочетании сло­ва легко сочетаются друг с другом в потоке речи, каждое слово свобод­ного словосочетания является само­стоятельным членом предложения:Отправили (что?) телеграмму (ко­му?)сыну.

Несвободные словосочетания характери­зуются неделимостью в составе конкретно­го предложения, выполняют роль одного члена предложения; значение словосочета­ния приравнивается к значению слова: Он по-прежнему все общественные вопросы принимал близко к сердцу (= переживал) (В. Шукшин).

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании 

согласование

вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное; связь выражается посредством окончания

красивые (какие?) цветы

на трёх (каких?) страницах

по лесной (какой?) тропинке

управление

вид связи, при котором главное сло­во требует употребления зависимого слова в определённом падеже с пред­логом или без него; при управлении зависимое слово не меняет своей формы с изменением главного слова

 

дорога (к чему?) к дому

рисовать (что?) портрет

нужный (кому?) мне, три (чего?) дня

мокрый (от чего?) от росы

примыкание

вид связи, при котором неизменяе­мое зависимое слово связывается с главным только по смыслу

 

кофе (какой?) по-турецки

идти (как?) не торопясь

дорога (какая?) покороче

совершенно (в какой степени?) бессмысленный

 

 

Задания на закрепление нового материала.

1.Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.

 Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.

2. Задание: подчеркните те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.

Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.

- Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями?

 Домашнее задание.

1. Выучить основные определения по данной теме.

2. Выписать из предложения все возможные словосочетания, выполнить синтаксический разбор предложения.

1) Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов).

2)Разговор показался интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. 

3.Тест по теме: «Словосочетание»

 

1.    Выпишите из предложения словосочетание.
Мальчишка выглянул из-под лавки.

 

2.     Что из перечисленного НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием?

А. возле рынка

В. в желтом пенале

С. слишком худой

 

3.     Какое из словосочетаний является именным?

А. убрала в комод

В. с березовым соком

С. далеко от пристани

 

4.    Сколько словосочетаний в предложении? Напишите число.
В письменном столе я нашел вчера синюю папку.

 

5.     Установите соответствия.

Прочитал вслух                                          именное

Вдали от пасеки                                         глагольное

На лесной опушке                                      наречное

 

6.     Определите тип подчинительной связи в словосочетании «говорить серьезно».

А. согласование

В. управление

С. примыкание

 

7.     Замените словосочетание "платье из ситца", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

 

8.     Определите тип подчинительной связи в словосочетании "выступление в цирке".

А. согласование

В. управление

С. примыкание

 

9.     Выпишите зависимое слово из словосочетания «пришел позавтракать».

 

10.                       «Третий лишний».

А. в городе

В. груши и яблоки

С. вишневый пирог 

 

 

 

Почта для обратной связи elmina.vel@mail.ru