Урок по обществознанию
Тема: Отклоняющееся поведение и его типы
– Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир.
Вспомним слова Е. Евтушенко:
Пусть нам не
дано
Изменить все немедля,
как хочется, –
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир.
Цели и задачи урока:
- Познавательные:
- раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы.
- описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения.
- Развивающие: развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
- Воспитательные: воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: сообщения и рисунки учащихся, презентации. Средства ИКТ
Тип урока: комбинированный.
Понятия для запоминания: отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, курение, здоровье.
Девиантное (отклоняющееся) поведение: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы.
Делинквентное (преступное) поведение – состоит в нарушении норм; подпадающее под категорию противоправного действия.
Виды девиантного поведения
1) Первичная девиация (индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы и не считает себя девиантом) и вторичная девиация (на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми).
2) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска.
Типы отклоняющегося поведения
* Социально одобряемые – позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы (гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности)
* Нейтральные – чудачество, эксцентричность, стремление выделиться среди окружающих манерой одеваться, манерой поведения и т. п.
* Социально неодобряемые – негативные, дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению поступки, которые наносят ущерб обществу (отклонения, направленные на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия) – делинквентное поведение; отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).
Функции девиантов в обществе
1. способствует сплочению социальных групп и помогает людям более глубоко осознать себя как личность и понять свои собственные ценности (например, в рамках молодежных неформальных организаций подросток адаптируется к внешним условиям существования, обучается поведению в группе, выявляет свои личностные особенности);
2. определяет границы допустимости некоторых форм поведения (определяется, до какой степени общество может терпеть поведение некоторых людей);
3. определенные виды девиантов являются предохранительным клапаном в обществе, который может снять социальную напряженность в определенные кризисные моменты (например, спекулянты в СССР снимали проблему снабжения общества дефицитными и пользующимися спросом товарами, а торговцы наркотиками зачастую помогают снять психологический кризис);
4. наличие большого количества девиантов указывает на то, что в обществе есть какой-то дефект, с которым необходимо бороться (например, увеличение масштабов взяточничества в среде государственных чиновников способствует принятию закона по борьбе с коррупцией).
Типология девиантного поведения Р. Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации: инновация (предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения); ритуализм (связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, при этом забывается главное – цель); ретретизм (бегство от действительности); бунт (стремится к коренной ломке всех общественных отношений).
Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения
1) Теория физических типов утверждает, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. В. Шелдон выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов.лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п.
3) Сторонники теории наклеивания ярлыков (стигматизации) (Э. Лемерт, Г. Беккер) определяют появление девиации групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.
4) Теория культурного переноса девиации: а) теория подражания (Г. Тарда). Люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой; б) теория дифференциальной ассоциации (Э. Сазерленда). Многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т. е., чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом.
Причины девиантного поведения
1) Биологические особенности нарушителей норм.
2) Аддикция, т. е. со стремление избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта.
3) Концепция дезориентации (Э. Дюркгейм) утверждает, что питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии – отсутствия норм.
4) Р. Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.
5) Маргинализация. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.
6) Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств.
7) Распространение различного рода социальных патологий (рост психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшение генетического фонда населения).
8) Бродяжничество и попрошайничество (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы).
9) Социальное неравенство. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между праведными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).
10) Связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации.
11) Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны.
12) Социальные (в том числе войны), техногенные и природные катаклизмы нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.
Девиантному поведению в обществе противостоит социальный контроль – средство, имеющееся у общества, при помощи которого заставляют людей вести себя соответственно с общепринятыми нормами и правилами поведения. Социальный контроль – усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. Социальный контроль можно определить и как механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т. д.) регулированию поведения индивидов.
Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением его членов, цель которых обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
• Негативные неформальные санкции: выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т. п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т. д.).
• Негативные формальные санкции: всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т. п.), – выступают в качестве угрозы, устрашения и предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.
• Неформальные позитивные санкции: реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т. п.).
• Формальные позитивные санкции – это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т. п.).
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции: правовые санкции (система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом); этические санкции (система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы); сатирические санкции (система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято); религиозные санкции (наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенных религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии).
Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции – через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).
Девиация и конформизм – два противоположных типа поведения.
Конформное поведение – ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Эта уступчивость находит свое выражение в изменении его взглядов и поведения согласно точке зрения большинства. Есть два типа конформного поведения: внутреннее и внешнее подчинение индивида группе. Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все», и он считает, поступает правомерно.
Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная (состоит в отсутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразличии, пассивности).
Домашнее задание:
Приложение 1
Перед вами список распространённых утверждений об алкоголе и наркотиках. Найдите среди них те, которые являются правильными (X) и ошибочными (0). Обведите соответствующий значок.
1 |
Зависимость от табака или алкоголя не является наркотической. |
X |
0 |
2 |
Алкогольное опьянение – это проявление интоксикации (отравления) организма. |
X |
0 |
3 |
Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. |
X |
0 |
4 |
Все наркотики делятся на «лёгкие» и «тяжёлые». |
X |
0 |
5 |
Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики/пьют/курят и при этом абсолютно здоровы. |
X |
0 |
6 |
Алкоголизм или пристрастие к табаку – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. |
X |
0 |
7 |
Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. |
X |
0 |
Приложение 2
Задание для группы № 24
Четверо подруг-восьмиклассниц встретились вечером 9 мая, чтобы вместе пойти на салют. «У меня кое-что есть!» - улыбаясь, заявила Света и достала из сумки бутылку вина. «Ого, вот здорово!» - воскликнула Оля. Ира смутилась: она не хотела пить вино, но и выглядеть трусихой в глазах подруг тоже не хотелось. И только Аня решительно сказала: «Нет, пить вино мы не будем!»
Помогите Ане привести три аргумента, чтобы убедить подруг не пить вино.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
Задание для группы № 24
Три друга-семиклассника отправились на спортивный кросс защищать честь школы. Незадолго до старта Игорь обратился к товарищам: «У меня есть пачка сигарет, давайте свернём немного с дистанции и покурим. Остальных догоним, бегаем-то мы быстро! Никто и не узнает!» Влад охотно согласился: ему хотелось попробовать покурить из любопытства. Саша заявил, что считает эту идею плохой.
Помогите Саше привести три аргумента, чтобы убедить друзей не курить.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
Задание для группы № 24
Девятиклассницы Настя и Вика – подруги детства. Вика заметила изменения в поведении подруги: она стала ярко краситься и одеваться, ходить в клубы, перестала делиться секретами, как раньше. Всё это началось после того, как Настя познакомилась с девочками из другой школы и начала гулять в их компании. Однажды она призналась Вике, что девчонки предложили ей покурить марихуану: «Если я откажусь, они престанут со мной общаться!»
Помогите Вике привести три аргумента, чтобы убедить подругу не пробовать наркотики.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________