• Место учебной дисциплины в учебном плане.
  • Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
  • В профессиональных образовательных организациях,  реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО  на базе основного общего образования,  учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением  среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
  • В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» - в составе общих образовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
  •  
  • Цели и  задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
  • Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
  • Личностных:
  • -развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность  жизненно важных интересов личности  от внешних и внутренних угроз;
  • -готовность к служению Отечеству, и его защите;
  • -формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • -исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.п.);
  • -воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
  •  -освоение приемов  действий  в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • Метапредметных:
  • Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных  ситуаций; обобщить  и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных  ситуаций ; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций  и их влияния на безопасность жизнедеятельности;
  • Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в  обеспечении личной безопасности;
  • Формирование умения воспринимать перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в чрезвычайных ситуациях;
  • Приобретение опыта  самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • Развитие умения  выражать свои мысли и способности слушать  собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого  человека на иное мнение;
  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные  роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также  на основе анализа специальной информации источников;
  • Развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • Формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
  • Развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
  • Освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
  • Приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • Формирование установки  на здоровый образ жизни;
  • Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.

Предметных:
-Владение основами медицинских знаний и оказание первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.     
-сформированность представлений  о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной  социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем  защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательного влияния  человеческого фактора;
Получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
Сформированность  представлений о необходимости отрицания экстремизма, те6рроризма, и других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
Сформированность представлений  о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
Освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
Развитие знания  основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным  для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
Развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных  и чрезвычайных ситуациях;
Получение и освоение  знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;  прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих,  порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
Освоение знания  основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения  военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывание в запасе;
Владение основами медицинских знаний и оказания  первой помощи пострадавшим  при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.