Лекция по обществознанию на тему
«НАЦИОНАЛИЗМ»
ТОЛЬКО УВАЖАЯ ДРУГИХ – ТЫ СТАНЕШЬ УВАЖАТЬ СЕБЯ! ТОЛЬКО ЗНАЯ КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА – ТЫ СМОЖЕШЬ ПОНЯТЬ КУЛЬТУРУ ДРУГОГО НАРОДА! ТОЛЬКО хорошее отношение к другим – позволит ПОЧУВСТВ овать УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ! ТОЛЬКО НАУЧИВШИСЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ПЛОХОМУ – ТЫ сможешь окружить себя друзьями !
Цели урока :
• Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы “Нации и межнациональные отношения» ”;
• Способствовать формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, необходимых для выполнения задании повышенного уровня;
Развитие мыслительных операций:
• умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
• умение анализировать;
• обобщать;
• систематизировать;
• ставить и решать проблему;
• высказывать и аргументировать различные мнения историков и своё мнение.
Развитие коммуникативных умений;
Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Афоризмы:
Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости. ( Л.Н. Толстой, великий русский писатель)
Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. ( И.А. Ильин)
Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы... (Д.С. Лихачев)
Национализм .. самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. ( Д.С. Лихачев)
Национализм выступает в современном мире мощной политической силой. Исследователи безоговорочно признают его актуальным явлением, называя одной из наиболее значимых идеологических систем или даже «наиболее универсальной легитимной ценностью в политической жизни нашего времени», и полагают, что «отказ от национализма ведет к отказу от эффективного политического действия».
Как показывает история, национализм является естественным и неизбежным идеологическим основанием новой государственности, а межнациональные столкновения во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят классовые и иные типы социальных конфликтов. Можно утверждать, что национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия.
В рамках общепризнанного подхода различаются две основные формы национализма: гражданский (или государственный) и культурный (или этнический)).
Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально - психологическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но в своих крайних политических формах может обретать формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма.
Второй, выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, служит для этнических предпринимателей средством обеспечения доступа к власти и ресурсам, подавляет частные стратегии и интересы и порождает попытки реализовать принцип этнической государственности через узурпацию власти представителями одной группы, через подавление меньшинств или через создание новой «национальной» государственности.
Чтобы разобраться в данном противоречии мы подробно разберем разные стороны этих процессов. (учитель обращает внимание на цитаты, которые служат подтверждением противоречивости национализма)
Межэтническиая напряженность в России растет - настолько, что буквально бросается в глаза. Цифры недавних соцопросов говорят сами за себя. Как выяснили социологи из Левада-центра, 66% россиян поддерживают лозунг «Россия для Русских».
Можно ли исключить проявление конфликтов с этнической составляющей? Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Что могут власть и общество противопоставить дискриминации и ксенофобии?
Есть мнение (Российская газета.- 2005. – 14 ноября) На вопрос: «Как можно бороться с националистическими взглядами?» - был дан такой ответ: «Оборона должна быть сильнее, чем нападение. А самое мощное средство – культура. Воспитание, самовоспитание, широкий круг интересов – вот что надо пропагандировать в обществе. Если человеку не хватает образования и интеллигентности, он позволяет себе не очень хорошо относиться к людям с другим цветом кожи.»
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
В завершении нашего урока давайте сделаем выводы. Предполагаемы выводы ребят обсуждаем и записываем.
· попытка жить за счет других народов порождает войны, ненависть и обречена на провал. (Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. Н.Добролюбов.)
· признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятия насилия в отношениях между народами.
· Нацеленность государственных органов, СМИ, всех форм литературы и искусства на формирование культуры межэтнического отношения и воспитания толерантности.
Древняя легенда о манкуртах.
Рабовладельцы из племени жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали выйную часть только что убитого верблюда. Парная верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась и, подобно мощным тискам, сжимала голову. Волосы врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек, утрачивая память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода – племени, не ведал своего племени, не помнил детства, отца и матери, - одним словом, не осознавал себя человеком.
( необходимость изучать историю, что бы не превратиться в людей без памяти, манкуртов).
Гордиться своими истоками можно и нужно, но этого недостаточно, чтобы унижать других. Ни один образованный, нет, здравомыслящий человек не опустится до крайней формы национализма. Любя свой народ, свою нацию, он будет с уважением относиться к представителям других народов.
Домашнее задание:
Задание – написать сочинение-эссе «Национализм».