13.04./15.04.2020г.

Дисциплина: Литература

Группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»

Тема урока: Обзор творчества Л. Н. Толстого позднего периода. Романы Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Воскресение» и повесть «Хаджи-Мурат».
Основные положения лекции:

1. После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?». Он пробует ответить на него следующим образом:

— нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью;

— нужно понять эпоху, в которой «все переворотилось и только укладывается».

Мечтая изменить человека с детства, Толстой начинает заниматься педагогической деятельностью. В январе 1872 г. он запишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «Азбука»; «Первая, вторая, третья, четвертая русские книги для чтения», созданные для начального обучения детей; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот плоды педагогической деятельности писателя.

2. Пытаясь осмыслить современную ему эпоху, в 1873 г. он начинает работать над романом о 1870-х гг. «Анна Каренина». О чем этот роман? О смысле жизни, о судьбах дворянства и народа, о семье и браке, о жизни, о смерти, о любви.

В романе дан широкий показ русского общества:

— высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);

— чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);

— крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);

— представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);

— крестьяне, слуги.

В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

  3 .Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем — очень милый, добрый малый. Но более чем просто добрый малый... он и образован, и очень умен», — говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет Вронского, он понимает, что жил не так, ищет цель и смысл жизни. Его жизнь — это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, Вронский едет на войну в Сербию, ищет смерти.

Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. Этот образ автобиографичен, в нем много от самого Толстого. (Сообщение учащегося по теме 1.)

Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.

4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.

В 1891 г. писатель «стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи». Таким романом стало «Воскресение».

Смысл заглавия романа «Воскресение»

Воскресение Катюши Масловой — падение и возрождение ее души, обретение смысла жизни

Воскресение падшего человека — победа духовного начала над чувственным

Воскресение Нехлюдова — путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием

Выводы. Роман «Воскресение» — это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы судьи, Церковь, освящающая насилие. В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров. Важный нравственный смысл заключен и в самом названии романа.

  5. Толстой принимает решение: нужно уйти не от общества, а из общества. «И опять молюсь, кричу от боли, запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь», — напишет он в 1896 г.

В 1900-е гг. появляется ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии», — писал редактор «Нового времени» Суворин. Священный Синод отлучает Толстого от Церкви.

Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. (Сообщение по теме 4.)

Выводы. В «Хаджи-Мурате» (1904) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании «татарина». Запутавшийся Хаджи-Мурат ищет выход и не может найти. Может быть, Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев).

Итог уроков. В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.

Д/З. Подготовить сообщения .

Тематика индивидуальных сообщений .

— Осуждение дворянского общества в романе «Анна Каренина».

— Духовное перерождение Нехлюдова в романе «Воскресение».

— Социально-нравственные проблемы повести «Хаджи-Мурат».

— Последние дни жизни писателя в изображении Бунина (по книге «Освобождение Толстого»).