Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Литература.  Урок №63

Дата урока: 27.04.2020.

Тема: Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.  П. Чехова

Подытожить и систематизировать размышления на тему «Маленькое во мне» и написать  творческую работу.

1. Творческая работа, 3 темы на выбор студента:

– «Письмо Беликову: что могло бы помочь герою избавиться от футляра»;

- «Советы «маленькому человеку»

- «Маленькое – во мне. Пути избавления»

2. Прочитать рассказы Чехова.

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Литература.  Урок №64

Дата урока: 30.04.2020.

Тема: Рассказы  А.  П. Чехова.

1. Почему три рассказа А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») мы можем считать трилогией?

2. Охарактеризуйте первого рассказчика – учителя гимназии Буркина. Каким изображен Беликов? Почему его называют «человеком в футляре»? Почему Беликов умер?

3. Охарактеризуйте второго рассказчика – ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимшу – Гималайского.

4. Почему рассказ называется «О  любви»? Охарактеризуйте третьего рассказчика – помещика Алехина.



Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Русский язык.  Урок №49

Дата урока: 30.04.2020.

Тема: Наречие как часть речи.

Работа по тексту.

  Поневоле смотрю  на удивительную картину Юона,  и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно  сковывать землю. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз  не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно  пробуждается  природа.      Вдоволь насидевшимся в домах людям  хочется выскочить  в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая  для себя  чудесные звуки пробуждающейся весны.  

                     Задание.

1) В тексте выделены наречия.  На какие вопросы они отвечают?

2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?

3) Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова  выражены( смотрю как? поневоле, открывая как? заново –ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, празднично как? по -весеннему, приближающемуся где? повсеместно, красивый на сколько? очень –ПРИЗНАК ПРИЗНАКА,  одежда (как?) нараспашку -0ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА)

4) Почему наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета?

5) Изменяются ли наречия по падежам, лицам, числам?

6) Каким членом предложения являются наречия?

7) Рассмотрите таблицу:

Смысловые группы

вопрос

Примеры из текста

Образ действия

Как?

потихоньку

Мера

Сколько?

Чуть-чуть

Время

Когда?

Недавно

Место

Где? Куда? Откуда?

повсеместно

Причина

Почему?

поневоле

цель

Зачем?

специально

8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что  Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы:  ______________________________, обозначает признак действия, так как зависит от _______, признак признака, так как зависит от ________, признак предмета, так как зависят от ________, имеет смысловые группы  ____________________ _____ (примеры).  Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении  является _______________,   Подчеркивается ____________

 

 



Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Литература.  Урок №61

Дата урока: 20.04.2020.

Тема: Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого

1. Первое опубликованное произведение Л. Н. Толстого называлось:

А) «Севастопольские рассказы»

Б) «Воскресение»

В) «Казаки»

Г) «Детство»

2. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

А) «Воскресение»

Б) «Севастопольские рассказы»

В) «Мои университеты»

Г) «Юность»

3. Соедините названия произведений и их жанр:

 А) «После бала»

А) повесть

 

Б) «Детство»

Б) роман

В) «Война и мир»

В) роман-эпопея

Г) «Анна Каренина»

Г) рассказ

 4. Как сам Л. Н. Толстой определил жанр «Войны и мира»?

А) эпопея

Б) роман

В) поэма

Г) историческая хроника

5. Сколько времени длится действие романа?

А) 10 лет

Б) около 7 лет

В) 25 лет

Г) 15 лет

6. Назвать кульминацию романа.

А) первый бал Наташи Ростовой

Б) Отечественная война 1812 года

В) совет в Филях

Г) смерть князя Андрея

7. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?

А) Александр I

Б) Кутузов

В) А. Болконский

Г) Пьер Безухов

8. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне?

А) Шенграбенское

Б) Аустерлицкое

В) Бородинское

9. Соедините имя героини и её внешнее описание:

 А) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее»

Б) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

В) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»

А) Наташа

Б) Соня

В) Элен

Г) Жюли

 

10. Соедините имя героя и его внешнее описание:

 А) «Вся фигура была круглая, голова... спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».

Б) « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»

В) «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».

А) Наполеон

Б) Пьер Безухов

В) Платон Каратаев

Г) Андрей Болконский

 

11.Прочитайте фрагмент произведения «Война и мир»: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша.

 12. Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир»? Приведите примеры использования данного тропа в названии, композиции, системе образов и т. п.

 13. Кто из героев стал для Пьера Безухова «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?

 

14. Объясните смысл названия произведения «Война и мир». Можно ли говорить о многозначности заглавия?

 

15. Прокомментируйте слова М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

 

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Литература.  Урок №62

Дата урока: 23.04.2020.

Тема: Личность и судьба А.  П. Чехова.

Д/З.

1. Подготовьте сообщение по теме: «А. П. Чехов и МХАТ»

2. «Своеобразие драматургии А. П. Чехова»

 

Преподаватель: Халилова М. А.     

Группа: №17

Дисциплина: Русский язык.  Урок№48

Дата урока:23.04.2020г.

Тема: Правописание деепричастий.

Д/З Упражнение.

Допишите суффиксы деепричастий.

1.                  Скрести… могучие руки, главу опуст… на грудь, идет и к рулю он садится и быстро пускается в путь (Л.). 2. Чувств… близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жал… сил, не отдых… (Б.Пол.). 3. Тимохин испуганно и недоумев… смотрел на своего командира (Л.Т.). 4. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосани…, топнул ногою (Г.). 5. Старик и девушка прошли несколько улиц, не встрет… ни души (Б.Пол.). 6. Вдоль дороги полыхали костры. Бойцы, согре…, приплясывали вокруг них (О.Гонч.). 7. Красиво черн… в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи (Тург.). 8. Дождь барабанил по крыше, точно серд… и негод… 9. Сня… голову, по волосам не плачут (Посл.).

 

 




13. 04.2020.

Дисциплина: Литература; группа №17; урок №59

Тема: Мысль народная в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон.

Задание для самостоятельной работы.

Выполните письменную работу: «Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика персонажей» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

 

 

16. 04.2020.

Дисциплина: Литература; группа №17; урок №60

Тема: «Гроза двенадцатого года»  по роману Л. Н. Толстого  «Война и мир».

 

Викторина «Бородино»

1. В одном историческом источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «8 сентября 1812 года завязался бой». Как объяснить это расхождение в источниках?  

 2. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. «Бородино» стало известно одной русской женщине, вся  дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля

3. Как назвал Наполеон Бородинское сражение?

4. Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый  «для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных».  

5. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине?  

6. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского?  

7. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение?  

8.  Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: «День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!».  Назовите эти реки и ручьи.  

9. Мы знаем музей-панораму «Бородинская битва» в Москве. А где была открыта ещё одна панорама «Бородино»?  

Домашнее  задание:

 Опираясь  на  исторический  материал  и  роман  Толстого     написать  эссе  «Гроза  двенадцатого  года…».

Эссе – разновидность  очерка, в которой  главную  роль  играет  не воспроизведение  факта, а изображение  впечатлений, раздумий  и ассоциаций.

 

 

 

 

16. 04.2020.

Дисциплина: Русский язык; группа №17; урок №47

 Тема: Деепричастие.

Ответить на вопросы письменно:

- Что такое деепричастие?

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

- Какие признаки глагола имеет деепричастие?

- Какие признаки наречия имеет деепричастие?

- Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

- Каковы морфологические признаки деепричастий?

- Назовите морфемные признаки деепричастий.

- Каковы синтаксические признаки деепричастий.

Самостоятельная работа.

Сейчас вам предстоит выполнить  работу, целью которой будет проверка умения построения предложений с деепричастными оборотами.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 

Изучая историю своей страны,

·         летописи помогут вам в этом.

·         читайте мемуары очевидцев исторических событий.

·         в музеях хранится множество уникальных документов.

·         архивы играют огромную роль.

2.      Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 

Готовясь к написанию сочинения,

·         критическая литература современников вам необходима.

·         делаются выписки из критики.

·         нежелательно пользоваться готовыми образцами.

·         непременно прочитайте сначала само произведение.

3.      Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 

Окончив школу,

·         нас направили в училище.

·         нам выдали аттестат.

·         многие поступают в институт.

·         учителя советовали мне учиться дальше.

4.      Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 

С головы до ног оглядев меня,

·         лицо его выражало пoлнoe  paзочapoвaниe.

·         мне показалось странным это молчание.

·         она попросила впредь предупреждать о приезде.

·         ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

5.      Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1) Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3) Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)  Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

 

 

 

 




06.02.20.

Дисциплина: Литература; группа №17; урок №57

Тема: Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир».

Ответить на вопросы письменно:

1. Каким предстает в романе Пьер Безухов?

2. Как характер героя передается через его портрет?

3. Каковы этапы духовных исканий Пьера?

4. Что роднит его с Андреем Болконским?

 

 

09.02.20.

Дисциплина: Литература; группа №17; урок №58

Тема: Образ Наташи Ростовой.

Напишите реферат на тему «Духовные искания одного из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»».

 

 

 

09.02.20.

Дисциплина: Русский язык; группа №17; урок №46

Тема: Правописание причастий.

Ответить на вопросы письменно.

Что такое причастие? Как образуются причастия? Приведите примеры.

Выполнить упражнение.

Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы и н.

Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н; кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но; пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом; краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны; пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но; мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником; варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник; рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы; лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на; плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны; беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами; пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны; гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на; ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н; белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на; се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на; тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии; народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.