Урок по обществознанию

Тема: Межнациональные отношения

 

Цель урока: подвести учащихся к пониманию принципа гуманистического подхода к этническим проблемам как одного из элементов культуры межнациональных отношений;

Задачи:

Образовательная: формирование гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, толерантного отношение к людям иной нации, религии;

Развивающая: развивать умение анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; формировать навыки работать в группе, участвовать в дискуссии внутри малой группы; уметь анализировать причины межнациональных противоречий, проявлений этноцентризма, национализма;

Воспитательная: подвести учащихся к глубокому осмыслению уроков Холокоста, опасности повторения подобной трагедии, стойкому неприятию идей фашизма, нацизма, формировать умения противостоять современной неонацистской пропаганде;

 

В мире народов, говорящих на самостоятельных языках или их диалектах, - от 3 до 5 тысяч.

В России проживают 130 национальностей.

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации

Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Работа с условно-графической наглядностью (таблицы, схемы)

Центробежная

Центростремительная

Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету, национальной культуры, к национальному самосознанию

Стремление к расширению связей между нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами

Тенденции способствуют прогрессу цивилизации, т.к. ведут к развитию и расцвету народов

 

Через внутренний мир

 

Через взаимообогащение, обмен национальными ценностями, укрепление доверия, дружбы и мира

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.

 

Количественных показателей для определения национальности нет

Как же тогда определить национальность?

Национальная принадлежность является частным делом самих граждан

Конституция РФ ст.25, п.1. «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»



Национальное самосознание – осознание себя личностью как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.

Национальный вопрос – совокупность социальных и других проблем порожденных гнетом одних наций другими и отсутствием равноправия народов.

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.

Национальная политика – целенаправленная деятельность субъектов политики по урегулированию отношений между нациями и народностями.



Основные направления национальной политики РФ

Совершенствование национально-государственного устройства наций и народностей РФ

Расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами Федерации

Обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности

Создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций

Создание цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтов

Совершенствование механизма руководства и управления национальными процессами в стране

 

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1.Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

 

 

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.

 

Способность общества разрешать межнациональные конфликты – показатель гражданской зрелости и демократизма

 

Причины межнациональных конфликтов:

1.    Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2.    Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

3.    Колониальное население.

4.    Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

 

Виды межнациональных конфликтов:

1.    По поводу спорных территорий.

2.    Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

3.    Из-за произвольного изменения административных границ.

4.    Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

5.    Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

6.    По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

 

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

1.    Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

2.    проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3.    Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

4.    Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

 

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

1.    Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

2.    Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3.    Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

 

Ученые утверждают, что не существует чистой расы. Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности». В этой связи особенно опасным становится явление, получившее название «национализм». Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».


Домашнее задание: 

Записать и  выучить основные определения и подготовиться к устному опросу.

Найти в СМИ информацию о межнациональных конфликтах и проанализировать её с точки зрения:

1.    Причин возникновения

      2.Способов урегулирования данного конфликта (какие из названных на уроке способов были использованы и насколько эффективно).