КТНД Шихкеримова Т. Л.
Дата: 13.04.20.
Группа№ 4 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
Тема: « Домашние промыслы и ремесленные центры. Декоративно-прикладное искусство народов Дагестана»
1. Художественная обработка металла
2. Керамическое производство
3. Художественная резьба по дереву и камню
4. Войлочное производство, ковроткачество и др.
Дефицит земли, низкая продуктивность скотоводства и земледелия вынуждали народы Дагестана искать дополнительные источники дохода. Такими источниками у дагестанских народов являлись домашние кустарные промыслы со своей специфической культурой производства. Специфичность кустарного производства проявлялась в том, что у дагестанских народов традиционно сложились определенные ремесленные центры, которые специализировались на производстве той или иной продукции: кубачинские
мастера - по металлу, Харбук и Амузги - по оружию, Унцукуль - по деревообработке, андийцы - по войлочному производству и т.д.
1. Художественная обработка металла
В Дагестане широкое развитие издревле получила металлообработка, сложились богатая культура и традиции художественной обработки металла. Одним из древних и традиционных металлообработки селение Кубачи, которое в переводе с тюркского языка означает «кольчужники». Мастерство
обработки металла кубачинцы бережно хранили и передавали от поколения к
поколению, скрывая его от посторонних. Ремесленное производство заменяло кубачинцам: земледелие, и скотоводство.
Кубачинцы изготавливали панцири, ружья, пистолеты, кинжалы, ножи, украшенные орнаментом котлы разных paзмеров, а также женские пояса из золота, серебра, серьги, браслеты, газыри и другие изделия.
Лучшими считались мастера по изготовлению холодного оружия из селений Харбук и Амузги. Самые лучшие клинки изготавливали в селении Нижнее Казанище. Оттуда родом был самый знаменитый в Дагестане и известный далеко за его пределами мастер по изготовлению клинков Базалай. Про клинки Базалая в народе ходили легенды. Одна из легенд гласит, что, прохаживаясь как-то по базару, Базалай услышал, как один торговец рекламирует покупателям свои кинжалы и выдаёт их за базалаевские. Мастер подошёл к торговцу, взял кинжал из его рук и сразу узнал не свою работу. Тогда Базалай вынул из ножен свой кинжал, положил подделку на землю острием вверх и одним ударом разрубил её пополам. Разоблаченному Базалаем торговцу ничего не оставалось делать, как быстро забрать свой товар и незаметно удалиться с базара. Клинки дагестанских мастеров в XIX веке в большом количестве вывозились в Россию.
Золотые и серебряные изделия мастеров из селения Гоцатль также пользовались большим спросом на рынках Кавказа. В советское время для изготовления ювелирных изделий, которые поставлялись дагестанскими ювелирами в различные города СССР, ежегодно перерабатывалось более семи тонн серебра.
2. Керамическое производство
Керамическое производство в Дагестане является так одной из самых древних отраслей кустарного производства, начало его зарождения относится к эпохе неолита – V тысячелетию до нашей эры.
Примерно в III тысячелетии до нашей эры керамическое производство значительно совершенствуется, что было связано с появлением гончарного круга и высоким качестве обжига. Керамические изделия на этом этапе стали украшать геометрическими узорами и рельефным орнаментом.
В I тысячелетии до нашей эры – в эпоху железного века – начали изготавливать крупные сферические сосуды, предназначенные для хранения зерна и жидкости. Такие сосуды нередко украшались лепным геометрическим узором.
Качественный сдвиг в керамическом производстве был связан с приходом арабов а Дагестан в VIII веке и вовлечением населен плоскостной части торгово-экономические отношения. Дербент становится средоточием торговых путей из стран Ближнего Востока в Переднюю Европу и обратно. Под влиянием таких связей в Дагестане возникают центры глазурованной керамики, основным из которых являлся Дербент.
Традиционными центрами гончарного производства в Дагестане стали аулы Балхар, Сулевкент, Джули, Эндирей. Суевкентская керамика имеет глубокие корни, уходящие в VIII IX века. Здесь имелись все условия для развития керамического производства – высококачественная глина, лес для топки печей, близость торговых центров – Кубачи, Кала-Корейш, Дербент.
3. Художественная резьба по дереву и камню.
У народов Дагестана обработка камня и дерева также имеет древние традиции и является распространенным видом искусства. Этому способствовало наличие подходящих пород камня, соответствующих видов деревьев и кустарников, произраставших в местных лесах, таких как дуб, чинара, сосна, липа, орех, граб и т.д. Деревянные изделия домашней утвари и строительные конструкции домов горцы украшали геометрической резьбой. Так, опорные столбы дома, фасадная часть ларей, а также деревянные диваны, стулья люльки, как правило, были украшены резьбой. Широко распространенными у аварцев бы деревянные мерки разных размеров с ручками из того же куска дерева, а также поставцы для ложек и вилок, богато украшенных резьбой по дереву.
Помимо широкого развития деревообработки, в горах в XIX веке выделились традиционные ремесленные центр художественной обработки дерева с самобытной культурой обработки. Одним из таких центров в горах являлось селение Унцукуль. Мастера из Унцукуля освоили редкую разновидность художественного ремесла – насечку металла по дереву. Во второй половине XIX века были популярны курительные трубки, подсвечники, пепельницы, мундштуки, чернильные приборы, трости и т.д.
Наиболее известными центрами обработки камня в прошлом были Гидатль, Сумбатль, Согратль, Табасаран и Кубачинское нагорье. Резной камень дагестанцы широко использовали для украшения интерьера жилья и надмогильных стел. На каменных рельефах изображали животных, птиц, сцены борьбы, растительные узоры. Широко использовались изображения льва и барса.
4.Войлочное производство, ковроткачество и др.
В Андийском округе изготавливались известные далеко за пределами Дагестана наплечные бурки. Главными ремесленными центрами по производству бурок были селения Анди, Ансалта, Рахата, Риквани, Гагатль и Ботлих. У андийцев не было семьи, которая бы не занималась производством войлока и бурок из него.
Войлочные изделия в Дагестане изготавливались почти повсеместно, однако высокого мастерства в этом деле достигли андийские мастера,
производство которых на рубеже XIX-XX веков носило товарный характер
Крупнейшие центры сукноделия находились в горах, причём сукно здесь производили всех сортов – от самого грубого до знаменитых тончайших тюлей. Грубые сорта сукна использовались для изготовления одежды, а тонкие вывозились для продажи. Грубые сорта сукна в горах производились почти повсеместно, а тонкие в селениях Акуша, Кутиша, Карата, Хад-жалмахи и др. Так, в Хаджалмахи изготовлялись такие тонкие сукна
– шали, что их можно было протащить через перстень.
Сапожное и башмачное производство в значительной мере было развито в Даргинском и Казикумухском округах.
Являясь носителями самобытных ремесленных традиций, современные поколения дагестанцев продолжают развивать это мастерство в разных видах прикладного искусства.
Вопросы и задания:
1. Почему в Дагестане широкое развитие получили домашние промыслы?
2. Перечислите основные ремесленные центры в Дагестане.
3. Что вы знаете о клинках Базалая?
4. Назовите основные этапы развития художественной обработки металла в Дагестане.
5. Перечислите наиболее известные центры и имена мастеров оружейников и ювелиров
Дагестана.
6. Перечислите наиболее известные центры обработки камня и дерева в Дагестане.
7. Когда возникла художественная резьба по дереву в с. Унцукуль? В чем ее особенности?
8. Расскажите об основных приемах обработки камня и дерева у народов Дагестана.
9. К какому периоду относятся самые ранние сведения о производстве глиняной посуды в Дагестане?
10. Назовите центры глазурованной керамики в Дагестане?
11. Дайте характеристику сулевкентской керамике?
12. В чем особенности балхарской керамики?
13. Расскажите об основных приемах изготовления гончарных изделий?
14. Какие виды ковровых изделий нашей республики пользовались спросом за рубежом? Назовите наиболее известные центры производства ковров?
Словарь терминов:
Войлок – плотный толстый материал из шерсти.
Глазурь – стеклообразный сплав для покрытия керамических изделий.
Гравировка – рисунок или надпись, вырезанные на твердом материале.
Ларь или ларец – красочно сделанный ящик для хранения муки и других продуктов.
Лудильное производство – здесь: производство посуды из меди.
Насечка – узор на металле.
Орнамент – украшение, узор из геометрических фигур, изображений растительности и животных.
Филигрань – узорчатое ювелирное изделие из тонкой крученой проволоки.