07.04.2020г.   

14.04.2020г.     

Учебная дисциплина: Русский язык

группа №20 «Изготовитель художественных изделий из керамики»

Тема урока: «Местоимение. Значение местоимения. Разряды местоимений».(2ч.)



            Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

У местоимений 3-го лица он, она, оно, они в косвенных падежах пишется начальная н, если эти местоимения употребляются после предлогов: у него (нее, них), к нему (ней, ним), о нем (ней, них), с ним (ней, ними) и т. д.

У неопределенных местоимений пишется только приставка не-, при этом она всегда ударная: нЕкто, нЕчто, нЕкий, нЕкоторый.Частицы (аффиксы) кое- (кой- - разг.), -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис: кое-что, кое-кого, кое-какой, кое-какого, кто-то, что-то, кто-либо, кому-либо, какой-нибудь, какому-нибудь. Если между частицей кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким.

                               д/з. Выполнение упражнений:

1.Спишите пословицы, ориентируясь на количество местоимений. Принцип записи предложений: от большего количества местоимений к меньшему. Раскройте скобки.

1.     Сам  (ни)чего (не)научишься, (ни)кто (не)научит.

2.     Что (у)кого болит, тот (о)том и говорит.

3.     Тот (не)ошибается, кто (ни)чего (не)делает.

4.     Худо тому, кто добра (не)делает (ни)кому.

5.     Сын (у)меня мой, а ум (у) него свой.

6.     Храни себя от бед, пока их нет.

7.     (Ни)чего я (не)боюсь, но (ни)(с)кем и (не)бранюсь.

8.     На каждый роток (не)накинешь платок.

2.Спишите 3-ю часть текста полностью.  1 и 2 части – в    сокращённом виде. Озаглавьте текст. Напишите ответ дуба ветру. Укажите разряды местоимений. Расставьте знаки препинания.

Могучий и (не)обыкновенный дуб рос на высокой горе. (Н..)у кого (не)было сил покорить его. Однажды налетел (на)него ветер. Дунул с одной стороны, с другой, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листочком. Кто(то) подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать её на помощь.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба Почему я (не)могу погубить тебя? Дуб ответил что (не)ствол его держит. Сила его в том, ………

                         3.Что у кого болит, тот о том и говорит.

                           Сын у меня мой, а ум у него свой.

                           Тот не ошибается, кто ничего не делает.

                           Худо тому, кто добра не делает никому.

                           Ничего я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь.             

                           Сам  ничего не научишься, никто не научит.

                           Храни себя от бед, пока их нет.

                            На каждый роток  не накинешь платок.