МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «Технический колледж имени Р.Н. Ашуралиева»
|
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ______________ Ф.Р. Ахмедова подпись ФИО 30 августа 2021 г.
|
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине ОП.03. Основы алгоритмизации и программирования
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утвержденной
15 июня 2021 г.
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии профессионального цикла УГС 09.00.00. Информатика и вычислительная техника и 10.00.00 Информационная безопасность
27 августа 2021 г., |
председатель П(Ц)К ____________ Ш.М. Мусаева подпись ФИО |
Специальность:
- 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Преподаватель Губина Елена Александровна
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Курс, семестр |
Объем образовательной программы |
|
Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||
|
|
Самостоятельная работа обучающегося |
Теоретическое занятия |
Лабораторные занятия |
Практические занятия |
Консультации |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2-й курс, 1-й семестр |
90 |
22 |
38 |
30 |
- |
- |
- |
2-й курс, 2-й семестр |
172 |
34 |
66 |
64 |
- |
2 |
6 |
Всего |
262 |
56 |
104 |
94 |
- |
2 |
6 |
Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.03. Основы алгоритмизации и программирования
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Вид занятия |
Материально-техническое обеспечение занятий
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования |
22 |
|
| |
Тема 1.1. Основные понятия алгоритмизации |
|
|
| |
|
Понятие алгоритма и его свойства. Типы алгоритмов. Формы записи алгоритмов. |
2 |
Лекция |
1,3,4,6,7,8 |
|
Основные базовые типы данных и их характеристика. Основы алгебры логики. Логические операции и логические функции |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Тема 1.2. Принципы разработки алгоритмов |
|
|
| |
|
Принципы построения алгоритмов: использование базовых структур, метод последовательной детализации для построения алгоритмов, сборочный метод построения алгоритмов |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка циклических алгоритмов |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка алгоритмов шифрования |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 1.3. Языки и системы программирования |
|
|
| |
|
Классификация языков программирования. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Понятие интегрированной среды программирования. Способы классификации систем программирования. Перечень и назначение модулей системы программирования |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Тема 1.4. Парадигмы программирования |
|
|
| |
|
Этапы разработки программ: системный анализ, алгоритмизация, программирование, отладка, сопровождение. Характеристика и задачи каждого этапа. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Принципы структурного программирования: использование базовых структур, декомпозиция базовых структур. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Тема 1.5. Принципы отладки и тестового контроля |
|
|
| |
|
Понятие отладки. Понятие тестового контроля и набора тестов. Проверка граничных условий, ветвей алгоритма, ошибочных исходных данных. Функциональное и структурное тестирование |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Раздел 2. Язык программирования Pascal |
46 |
|
| |
Тема 2.1. Характеристика языка |
|
|
| |
|
История и особенности языка Pascal. Области применения. Характеристика системы программирования. Процесс трансляции и выполнения программы. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Тема 2.2. Элементы языка. Простые типы данных |
|
|
| |
|
Алфавит и лексика языка. Структура программы. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Типы данных языка программирования. Переменные и их описания. Операции с переменными и константами. Правила записи выражений и операций. Приоритет операций. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Организация ввода/вывода данных |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Программирование алгоритмов линейной структуры. Отладка и тестирование в Turbo Pascal. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 2.3. Базовые конструкции структурного программирования |
|
|
| |
|
Организация ветвлений. Условный оператор if. Составной оператор. Оператор выбора Case. Оператор безусловного перехода GoTo. Пустой оператор. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ разветвляющейся структуры: оператор if, составной оператор |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка программ разветвляющейся структуры: оператор Case |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Операторы циклов (с предусловием, с постусловием, с параметром). |
2 |
Лекция |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ с использованием циклов (с предусловием, с постусловием, с параметром) |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 2.4. Работа с массивами и указателями. Структурные типы данных |
|
|
| |
|
Одномерные и многомерные массивы, их формирование, сортировка, обработка. Указатели и операции над ними. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ с использованием одномерных массивов и указателей |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Сортировка одномерных массивов |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка программ с использованием двумерных массивов |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Сортировка двумерных массивов |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Работа со строками. |
2 |
Лекция |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ с использованием строк |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 2.5. Процедуры и функции |
|
|
| |
|
Определение процедур и функций. Области видимости. Глобальные и локальные переменные. Обращение к процедурам и функциям |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
2 |
Разработка пользовательских подпрограмм |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Использование библиотечных функций. Рекурсивное определение функций. Шаблоны функций |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ с использованием рекурсивных функций |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 2.6. Работа с файлами |
|
|
| |
|
Файловый ввод/вывод. Организация обмена данными между программой и внешними устройствами компьютера. Ввод и вывод текстовой информации. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка программ работы с текстовыми файлами |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Раздел 3. Введение в язык С# |
6 |
|
| |
Тема 3.1. Интегрированная среда разработки |
|
|
| |
|
Язык C# и программная технология .NET. Интерфейс Visual Studio: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Состав и характеристика проекта в среде Visual Studio.NET. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. Компиляция. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Знакомство со средой Visual Studio.NET. Создание нового проекта. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Раздел 4. Основы программирования на языке С# |
36 |
|
| |
Тема 4.1. Операторы и операции языка С# |
|
|
| |
|
Алфавит и лексемы. Структура программы на С#. Правила оформления исходного кода. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Типы данных в С#. Преобразование базовых типов данных в C# |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Консольный ввод/вывод. Арифметические и логические операции. Линейные программы. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Линейное программирование в С# |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Операторы ветвления в С# |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Программирование ветвлений в С#. Оператор if. Логические выражения |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Программирование ветвлений в С#. Оператор Switch |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Организация циклов в С#. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Программирование циклов в С#. Вычисление функции с графическим изображением для вывода результата |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Программирование циклов в С#. Создание меню программы |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Программирование циклов в С#. Нахождение значений: суммы, факториала, ряды Тейлора |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 4.2. Структурированные типы в С# |
|
|
| |
|
Элементы и понятие массива в С#. Одномерные массивы |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Одномерные массивы в С# |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Прямоугольные массивы. Ступенчатые массивы. Класс System Array. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Двумерные массивы в С# |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Многомерные массивы в С# |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Символьные строки в С# |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Работа со строками в С# |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Раздел 5. Основы объектно-ориентированного программирования (ООП) |
12 |
|
| |
Тема 5.1. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) |
|
|
| |
|
История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Понятия: класс, объект, свойства объекта, методы. Синтаксис объявления класса. Элементы класса. Конструкторы |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка приложения с использованием классов |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
XAML. Структура и пространства имен XAML. Пространства имен XAML. Элементы и их атрибуты. Взаимодействие кода C# и XAML |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание XML-документации |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Раздел 6. Визуальное событийно-управляемое программирование. Технология WPF (Windows Presentation Foundation) |
62 |
|
| |
Тема 6.1. Введение в WPF |
|
|
| |
|
Особенности WPF, новшества технологии WPF. Структура WPF приложения, Page и Frame. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Начало работы с WPF. Создание калькулятора на WPF |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 6.2. Компоновка WPF |
|
|
| |
|
Понятие и правила компоновки WPF. Элемент Grid, установка размеров. StackPanel, WrapPanel и примеры их использования |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием компоновки элементов: Grid |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Ознакомление с Margin и Padding. Canvas, Z-index и примеры их использования. Свойства компоновки элементов. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием компоновки элементов: StackPanel, WrapPanel |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 6.3. Элементы управления WPF |
|
|
| |
|
Обзор элементов управления и их свойств. Свойства настройки шрифтов. Цвета фона и шрифта. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Элементы управления содержимым. Кнопки |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием элементов управления содержимым (кнопки - Button, метки - Label). |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
CheckBox и RadioButton. Контейнеры GroupBox и Expander |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием элементов: CheckBox, RadioButton. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Создание приложения на WPF с использованием элементов: GroupBox, Expander |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Всплывающие подсказки ToolTip и Popup. Прокрутка (ScrollViewer) |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с добавлением всплывающих подсказок. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Текстовые элементы управления: TextBlock, TextBox, Label (метка) |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием текстовых элементов. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Элементы управления списками |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием списков и столбцов. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
ListBox, ComboBox, ListView. Создание вкладок и TabControl |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием вкладок. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Меню. ToolBar, TreeView, DataGrid, ProgressBar и Slider |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF для создания меню из трех пунктов. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Создание приложения на WPF с использованием редактируемых таблиц. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Работа с датами. Calendar и DatePicker. Работа с изображениями. Image и InkCanvas |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Создание приложения на WPF с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Создание приложения календарь на WPF. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Создание приложения на WPF с использованием изображений |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
Тема 6.4. Стили в WPF |
|
|
| |
|
Создание стиля. Настройка дизайна с помощью ресурсов. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Наследование стилей. Свойства стилей. Задание фона кнопки с помощью стиля |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка Windows-приложения на WPF с использованием стиля, шрифтов и фона |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Триггеры в WPF. |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Раздел 7. Модульное программирование |
14 |
|
| |
Тема 7.1. Понятие модульного программирования |
|
|
| |
|
Модульное программирование как метод разработки программ. Программный модуль и его основные характеристики. Типовая структура программного модуля. Инкапсуляция в модулях |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Порядок разработки программного модуля. Связность модулей. Ошибки периода исполнения и логические ошибки в программах. Обработка ошибок. Исключительные ситуации. Организация обработки исключительных ситуаций |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
Тема 7.2. Разработка приложений |
|
|
| |
|
Среда разработки приложений. Архитектура оконных приложений. Конфигурации для создания консольных и оконных приложений |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка приложений как многомодульного проекта |
2 |
Урок |
1,3,4,6,7,8 |
|
Разработка многомодульного приложения. Формирование начальной страницы с заданным стилем. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка многомодульного приложения. Навигация. |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Разработка многомодульного приложения. Проектирование интерфейса |
2 |
Лабораторное занятие |
2,6 |
|
Консультация |
2 |
|
|
|
Самостоятельная работа |
56 |
|
|
|
Промежуточная аттестация |
6 |
Экзамен |
|
|
ВСЕГО часов |
262 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Вид задания |
Неделя |
Кол-во часов |
Разработка линейных алгоритмов Разработка алгоритмов ветвления Разработка циклических алгоритмов Решение вариативных задач на линейное программирование в Pascal Решение вариативных задач на бинарное и множественное ветвление в Pascal Решение вариативных задач на циклы в Pascal Решение вариативных задач для формирования числовых последовательностей в Pascal Решение вариантных задач по массивам в Pascal Решение вариантных задач на обработку строк текста в Pascal Решение вариантных задач с указателями в Pascal Решение вариантных задач с подпрограммами в Pascal Решение вариантных задач с использованием рекурсивных функций в Pascal Решение вариантных задач с текстовыми файлами в Pascal Решение вариантных задач на ветвления в C#. Оператор if. Логические выражения Решение вариантных задач на попадание точки в заштрихованную область в C# Решение вариантных задач на вычисление значений функций в C# Решение вариативных задач на вычисление значения функции по графику в C# Решение вариантных задач на циклы в C# Решение вариантных задач с одномерными массивами в C# Решение вариантных задач с двумерными массивами в C# Решение вариантных задач по работе со строками в C# Разработка приложения с использованием классов в C# Создание многомодульного приложения в C#. Создание приложения в C# Создание многомодульного приложения в C#. Разработка бизнес-логики
|
2-17 |
56 |
|
|
56 |
Материально–техническое обеспечение занятий по учебной дисциплине ОП.04. Основы алгоритмизации и программирования
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ОИ 1 |
Обьектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд. |
Буч Г. |
М: “Издательство Бином”, СПб.: “Невский диалет”, 2016 г.- 398с. |
ОИ 2 |
Основы алгоритмизации и программирования. |
Голицина О.Л., Попов И.И. |
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 431 с. |
ОИ 3 |
Технология программирования на С++. Начальный курс. |
Литвиненко Н.А. |
CПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 288с. |
ОИ 4 |
С/C++. Программирование на языке высокого уровня. |
Павловская Т.А. |
СПб.: Питер, 2016. – 464 с. |
ОИ 5 |
С\С++. Программирование на языке высокого уровня. Практикум |
Павловская Т.А. |
СПб.: Питер, 2016. – 461 с. |
Дополнительные источники (ДИ)
Таблица 1в
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания | ||
ДИ 1 |
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. |
Семакин И.Г., Шестаков А.П. |
М.: Издательский центр «Академия», 2018 | ||
ДИ 2 |
Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования |
Семакин И.Г., Шестаков А.П. |
М.: Издательский центр «Академия», 2019 | ||
ДИ 3 |
Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов. |
Павловская Т.А. |
СПб.: Питер, 2014. | ||
ДИ 4 |
Программирование на языке высокого уровня C#.
|
Павловская Т.А. |
М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | ||
ДИ 5 |
Язык Pascal и основы программирования в Delphi |
Архангельский А.Я. |
М.: Бином-Пресс, 2008 | ||
ДИ 6 |
C#. Сборник рецептов |
Агуров П.В. |
СПб.: БВХ-Петербург, 2007 | ||
ДИ 7 |
С#. Разработка компонентов в MS Visual Studio 2005/2008 |
Агуров П.В. |
СПб.: БВХ-Петербург, 2008 | ||
ДИ 8 |
Язык программирования C# 6.0 и платформа .NET 4.6 7-е издание |
Эндрю Троелсен, Филипп Джепикс |
Издательская группа "Диалектика-Вильямс", 2016 | ||
ДИ 9 |
Математические методы в программировании: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. |
Агальцов В.П. |
М.: ИД «ФОРУМ», 2013. | ||
ДИ 10 |
Введение в информатику. Раздел (лекция) 1 - Введение. История, предмет, структура информатики. |
Казиев В.М. |
Интернет-Университет информационных технологий, 2014. | ||
ДИ 11 |
Методы программирования: В 2-х томах. |
Мейер Б., Бодуэн К. |
М.: “Мир”, 2014г. | ||
ДИ 12 |
"Практическое программирование. Решение типовых задач. С/С++" |
Климова Л.М. |
М: Кудиц-образ, 2013. – 596 с. | ||
ДИ 13 |
VisualC++ 6 Distributed |
Джеймс М. Лэйси |
Санкт-Петербург, «Питер», 2014г. - 678с. |
Электронные источники. Интернет-ресурсы (ИР)
ИР 1 |
https://metanit.com/ - сайт о программировании |
ИР 2 |
http://www.pascal.helpov.net/index/files_pascal_programming - сайт для начинающих программистов |
ИР 3 |
http://www.helloworld.ru/ - Разделы: языки программирования, интернет-технологии, программирование игр, системное программирование, алгоритмы |
ИР 4 |
http://www.iguania.ru - основы программирования для начинающих |
ИР 5 |
http://algolist.manual.ru/ - Алгоритмы, методы, исходники. Олимпиадные задачи по программированию |
ИР 6 |
http://www.ict.edu.ru - федеральный образовательный портал http://www.edu-it.ru - ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума http://claw.ru/ - Образовательный портал |
ИР 7 |
http://claw.ru/ - Образовательный портал |
ИР 8 |
http://comp-science.narod.ru/ - Дидактические материалы по информатике и программированию |
ИР 9 |
https://visualstudio.microsoft.com/ru/ - Visual Studio |
ИР 10 |
https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/ - Документация по .NET |
ИР 11 |
https://metanit.com/sharp/tutorial/1.1.php - Сайт о программировании |
ИР 12 |
http://mycsharp.ru/ - Уроки программирования с нуля. Си-шарп для чайников C# |
ИР 13 |
http://nullpro.info/ - Записная книжка программиста новичка, С#, SQL, PHP и все-все-все |
- Учитель: Арабхан Теймуров