МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «Технический колледж имени Р.Н. Ашуралиева»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора
по учебной работе

______________ Ф.Р. Ахмедова

подпись ФИО

30 августа 2021 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

По дисциплине ОП.03. Основы алгоритмизации и программирования

 

Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утвержденной
15 июня 2021 г.

 

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии профессионального цикла УГС 09.00.00. Информатика и вычислительная техника и 10.00.00 Информационная безопасность

 

27 августа 2021 г.,

председатель П(Ц)К ____________ Ш.М. Мусаева

подпись ФИО

 

 

Специальность:

  • 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

 

Преподаватель Губина Елена Александровна

 


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Курс, семестр

Объем образовательной программы

 

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

 

 

Самостоятельная работа обучающегося

Теоретическое занятия

Лабораторные занятия

Практические занятия

Консультации

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2-й курс,

1-й семестр

90

22

38

30

-

-

-

2-й курс,

2-й семестр

172

34

66

64

-

2

6

Всего

262

56

104

94

-

2

6

 

 

 

Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.03. Основы алгоритмизации и программирования

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Вид

занятия

Материально-техническое обеспечение

занятий

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования

22

 

 

Тема 1.1. Основные понятия алгоритмизации

 

 

 

 

Понятие алгоритма и его свойства. Типы алгоритмов. Формы записи алгоритмов.

2

Лекция

1,3,4,6,7,8

 

Основные базовые типы данных и их характеристика. Основы алгебры логики. Логические операции и логические функции

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Тема 1.2. Принципы разработки алгоритмов

 

 

 

 

Принципы построения алгоритмов: использование базовых структур, метод последовательной детализации для построения алгоритмов, сборочный метод построения алгоритмов

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка циклических алгоритмов

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка алгоритмов шифрования

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 1.3. Языки и системы программирования

 

 

 

 

Классификация языков программирования.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Понятие интегрированной среды программирования. Способы классификации систем программирования. Перечень и назначение модулей системы программирования

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Тема 1.4. Парадигмы программирования

 

 

 

 

Этапы разработки программ: системный анализ, алгоритмизация, программирование, отладка, сопровождение. Характеристика и задачи каждого этапа.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Принципы структурного программирования: использование базовых структур, декомпозиция базовых структур.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Тема 1.5. Принципы отладки и тестового контроля

 

 

 

 

Понятие отладки. Понятие тестового контроля и набора тестов. Проверка граничных условий, ветвей алгоритма, ошибочных исходных данных. Функциональное и структурное тестирование

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Раздел 2. Язык программирования Pascal

46

 

 

Тема 2.1. Характеристика языка

 

 

 

 

История и особенности языка Pascal. Области применения. Характеристика системы программирования. Процесс трансляции и выполнения программы.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Тема 2.2. Элементы языка. Простые типы данных

 

 

 

 

Алфавит и лексика языка. Структура программы.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Типы данных языка программирования. Переменные и их описания. Операции с переменными и константами. Правила записи выражений и операций. Приоритет операций.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Организация ввода/вывода данных

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Программирование алгоритмов линейной структуры. Отладка и тестирование в Turbo Pascal.

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 2.3. Базовые конструкции структурного программирования

 

 

 

 

Организация ветвлений. Условный оператор if. Составной оператор. Оператор выбора Case. Оператор безусловного перехода GoTo. Пустой оператор.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ разветвляющейся структуры: оператор if, составной оператор

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка программ разветвляющейся структуры: оператор Case

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Операторы циклов (с предусловием, с постусловием, с параметром).

2

Лекция

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ с использованием циклов (с предусловием, с постусловием, с параметром)

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 2.4. Работа с массивами и указателями. Структурные типы данных

 

 

 

 

Одномерные и многомерные массивы, их формирование, сортировка, обработка. Указатели и операции над ними.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ с использованием одномерных массивов и указателей

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Сортировка одномерных массивов

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка программ с использованием двумерных массивов

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Сортировка двумерных массивов

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Работа со строками.

2

Лекция

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ с использованием строк

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 2.5. Процедуры и функции

 

 

 

 

Определение процедур и функций. Области видимости. Глобальные и локальные переменные. Обращение к процедурам и функциям

2

Урок

1,3,4,6,7,8

2

Разработка пользовательских подпрограмм

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Использование библиотечных функций. Рекурсивное определение функций. Шаблоны функций

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ с использованием рекурсивных функций

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 2.6. Работа с файлами

 

 

 

 

Файловый ввод/вывод. Организация обмена данными между программой и внешними устройствами компьютера. Ввод и вывод текстовой информации.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка программ работы с текстовыми файлами

2

Лабораторное занятие

2,6

Раздел 3. Введение в язык С#

6

 

 

Тема 3.1. Интегрированная среда разработки

 

 

 

 

Язык C# и программная технология .NET. Интерфейс Visual Studio: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Состав и характеристика проекта в среде Visual Studio.NET. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. Компиляция.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Знакомство со средой Visual Studio.NET. Создание нового проекта.

2

Лабораторное занятие

2,6

Раздел 4. Основы программирования на языке С#

36

 

 

Тема 4.1. Операторы и операции языка С#

 

 

 

 

Алфавит и лексемы. Структура программы на С#. Правила оформления исходного кода.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Типы данных в С#. Преобразование базовых типов данных в C#

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Консольный ввод/вывод. Арифметические и логические операции. Линейные программы.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Линейное программирование в С#

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Операторы ветвления в С#

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Программирование ветвлений в С#. Оператор if. Логические выражения

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Программирование ветвлений в С#. Оператор Switch

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Организация циклов в С#.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Программирование циклов в С#. Вычисление функции с графическим изображением для вывода результата

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Программирование циклов в С#. Создание меню программы

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Программирование циклов в С#. Нахождение значений: суммы, факториала, ряды Тейлора

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 4.2. Структурированные типы в С#

 

 

 

 

Элементы и понятие массива в С#. Одномерные массивы

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Одномерные массивы в С#

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Прямоугольные массивы. Ступенчатые массивы. Класс System Array.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Двумерные массивы в С#

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Многомерные массивы в С#

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Символьные строки в С#

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Работа со строками в С#

2

Лабораторное занятие

2,6

Раздел 5. Основы объектно-ориентированного программирования (ООП)

12

 

 

Тема 5.1. Основные принципы объектно-ориентированного

программирования (ООП)

 

 

 

 

История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Понятия: класс, объект, свойства объекта, методы. Синтаксис объявления класса. Элементы класса. Конструкторы

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка приложения с использованием классов

2

Лабораторное занятие

2,6

 

XAML. Структура и пространства имен XAML. Пространства имен XAML. Элементы и их атрибуты. Взаимодействие кода C# и XAML

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание XML-документации

2

Лабораторное занятие

2,6

Раздел 6. Визуальное событийно-управляемое программирование. Технология WPF (Windows Presentation Foundation)

62

 

 

Тема 6.1. Введение в WPF

 

 

 

 

Особенности WPF, новшества технологии WPF. Структура WPF приложения, Page и Frame.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Начало работы с WPF. Создание калькулятора на WPF

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 6.2. Компоновка WPF

 

 

 

 

Понятие и правила компоновки WPF. Элемент Grid, установка размеров. StackPanel, WrapPanel и примеры их использования

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием компоновки элементов: Grid

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Ознакомление с Margin и Padding. Canvas, Z-index и примеры их использования. Свойства компоновки элементов.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием компоновки элементов: StackPanel, WrapPanel

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 6.3. Элементы управления WPF

 

 

 

 

Обзор элементов управления и их свойств. Свойства настройки шрифтов. Цвета фона и шрифта.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Элементы управления содержимым. Кнопки

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием элементов управления содержимым (кнопки - Button, метки - Label).

2

Лабораторное занятие

2,6

 

CheckBox и RadioButton. Контейнеры GroupBox и Expander

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием элементов: CheckBox, RadioButton.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Создание приложения на WPF с использованием элементов: GroupBox, Expander

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Всплывающие подсказки ToolTip и Popup. Прокрутка (ScrollViewer)

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с добавлением всплывающих подсказок.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Текстовые элементы управления: TextBlock, TextBox, Label (метка)

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием текстовых элементов.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Элементы управления списками

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием списков и столбцов.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

ListBox, ComboBox, ListView. Создание вкладок и TabControl

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием вкладок.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Меню. ToolBar, TreeView, DataGrid, ProgressBar и Slider

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF для создания меню из трех пунктов.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Создание приложения на WPF с использованием редактируемых таблиц.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Работа с датами. Calendar и DatePicker. Работа с изображениями. Image и InkCanvas

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Создание приложения на WPF с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Создание приложения календарь на WPF.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Создание приложения на WPF с использованием изображений

2

Лабораторное занятие

2,6

Тема 6.4. Стили в WPF

 

 

 

 

Создание стиля. Настройка дизайна с помощью ресурсов.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Наследование стилей. Свойства стилей. Задание фона кнопки с помощью стиля

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка Windows-приложения на WPF с использованием стиля, шрифтов и фона

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Триггеры в WPF.

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Раздел 7. Модульное программирование

14

 

 

Тема 7.1. Понятие модульного программирования

 

 

 

 

Модульное программирование как метод разработки программ. Программный модуль и его основные характеристики. Типовая структура программного модуля. Инкапсуляция в модулях

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Порядок разработки программного модуля. Связность модулей. Ошибки периода исполнения и логические ошибки в программах. Обработка ошибок. Исключительные ситуации. Организация обработки исключительных ситуаций

2

Урок

1,3,4,6,7,8

Тема 7.2. Разработка приложений

 

 

 

 

Среда разработки приложений. Архитектура оконных приложений. Конфигурации для создания консольных и оконных приложений

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка приложений как многомодульного проекта

2

Урок

1,3,4,6,7,8

 

Разработка многомодульного приложения. Формирование начальной страницы с заданным стилем.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка многомодульного приложения. Навигация.

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Разработка многомодульного приложения. Проектирование интерфейса

2

Лабораторное занятие

2,6

 

Консультация

2

 

 

 

Самостоятельная работа

56

 

 

 

Промежуточная аттестация

6

Экзамен

 

 

ВСЕГО часов

262

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Вид задания

Неделя

Кол-во часов

Разработка линейных алгоритмов

Разработка алгоритмов ветвления

Разработка циклических алгоритмов

Решение вариативных задач на линейное программирование в Pascal

Решение вариативных задач на бинарное и множественное ветвление в Pascal

Решение вариативных задач на циклы в Pascal

Решение вариативных задач для формирования числовых последовательностей в Pascal

Решение вариантных задач по массивам в Pascal

Решение вариантных задач на обработку строк текста в Pascal

Решение вариантных задач с указателями в Pascal

Решение вариантных задач с подпрограммами в Pascal

Решение вариантных задач с использованием рекурсивных функций в Pascal

Решение вариантных задач с текстовыми файлами в Pascal

Решение вариантных задач на ветвления в C#. Оператор if. Логические выражения

Решение вариантных задач на попадание точки в заштрихованную область в C#

Решение вариантных задач на вычисление значений функций в C#

Решение вариативных задач на вычисление значения функции по графику в C#

Решение вариантных задач на циклы в C#

Решение вариантных задач с одномерными массивами в C#

Решение вариантных задач с двумерными массивами в C#

Решение вариантных задач по работе со строками в C#

Разработка приложения с использованием классов в C#

Создание многомодульного приложения в C#. Создание приложения в C#

Создание многомодульного приложения в C#. Разработка бизнес-логики

 

2-17

56

  • Итого:

 

56

 

Материально–техническое обеспечение занятий по учебной дисциплине ОП.04. Основы алгоритмизации и программирования

 

п/п

Материально–техническое обеспечение занятий

  •  

Рабочие места на 12 обучающихся

  •  

Автоматизированные рабочие места на 12 обучающихся (процессор Intel H310 процессор Core, оперативная память 8 Гб) ПО Microsoft Windows 10), подключенные к локальной вычислительной сети и сети «Интернет»

  •  

Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Intel Core i7 8700, оперативная память объемом 16 Гб) 

  •  

Интерактивная доска 78 Triumph Board Dry Erase. Проектор Epson EB-530 (интерактивная доска, проектор, кронштейн)

  •  

МФУ Kyocera ECOSYS M2040dn (1102S33NL0) (А4,40 ppm,1200 dpi, 512 Mb, USB 2.0, Network, цв. сканер)

  •  

Обучающее программное обеспечение (текстовый процессор, табличный процессор, графический редактор, СУБД, MathCad)

  •  

Магнитно-маркерная доска

  •  

Фонд оценочных средств по дисциплине

Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ)

 

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Обьектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд.

Буч Г.

М: “Издательство Бином”, СПб.: “Невский диалет”, 2016 г.- 398с.

ОИ 2

Основы алгоритмизации и программирования.

Голицина О.Л., Попов И.И.

М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 431 с.

ОИ 3

Технология программирования на С++. Начальный курс.

Литвиненко Н.А.

CПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 288с.

ОИ 4

С/C++. Программирование на языке высокого уровня.

Павловская Т.А.

СПб.: Питер, 2016. – 464 с.

ОИ 5

С\С++. Программирование на языке высокого уровня. Практикум

Павловская Т.А.

СПб.: Питер, 2016. – 461 с.

 

Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 1в

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.

Семакин И.Г., Шестаков А.П.

М.: Издательский центр «Академия», 2018

ДИ 2

Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования

Семакин И.Г., Шестаков А.П.

М.: Издательский центр «Академия», 2019

ДИ 3

Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов.

Павловская Т.А.

СПб.: Питер, 2014.

ДИ 4

Программирование на языке высокого уровня C#.

 

Павловская Т.А.

М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016

ДИ 5

Язык Pascal и основы программирования в Delphi

Архангельский А.Я.

М.: Бином-Пресс, 2008

ДИ 6

C#. Сборник рецептов

Агуров П.В.

СПб.: БВХ-Петербург, 2007

ДИ 7

С#. Разработка компонентов в MS Visual Studio 2005/2008

Агуров П.В.

СПб.: БВХ-Петербург, 2008

ДИ 8

Язык программирования C# 6.0 и платформа .NET 4.6 7-е издание

Эндрю Троелсен, Филипп Джепикс

Издательская группа "Диалектика-Вильямс", 2016

ДИ 9

Математические методы в программировании: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.

Агальцов В.П.

М.: ИД «ФОРУМ», 2013.

ДИ 10

Введение в информатику. Раздел (лекция) 1 - Введение. История, предмет, структура информатики.

Казиев В.М.

Интернет-Университет информационных технологий, 2014.

ДИ 11

Методы программирования: В 2-х томах.

Мейер Б., Бодуэн К.

М.: “Мир”, 2014г.

ДИ 12

"Практическое программирование. Решение типовых задач. С/С++"

Климова Л.М.

М: Кудиц-образ, 2013. – 596 с.

ДИ 13

VisualC++ 6 Distributed

Джеймс М. Лэйси

Санкт-Петербург, «Питер», 2014г. - 678с.

Электронные источники. Интернет-ресурсы (ИР)

ИР 1

https://metanit.com/ - сайт о программировании

ИР 2

http://www.pascal.helpov.net/index/files_pascal_programming - сайт для начинающих программистов

ИР 3

http://www.helloworld.ru/ - Разделы: языки программирования, интернет-технологии, программирование игр, системное программирование, алгоритмы

ИР 4

http://www.iguania.ru - основы программирования для начинающих

ИР 5

http://algolist.manual.ru/ - Алгоритмы, методы, исходники. Олимпиадные задачи по программированию

ИР 6

http://www.ict.edu.ru - федеральный образовательный портал http://www.edu-it.ru - ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума http://claw.ru/ - Образовательный портал

ИР 7

http://claw.ru/ - Образовательный портал

ИР 8

http://comp-science.narod.ru/ - Дидактические материалы по информатике и программированию

ИР 9

https://visualstudio.microsoft.com/ru/ - Visual Studio

ИР 10

https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/ - Документация по .NET

ИР 11

https://metanit.com/sharp/tutorial/1.1.php - Сайт о программировании

ИР 12

http://mycsharp.ru/ - Уроки программирования с нуля. Си-шарп для чайников C#

ИР 13

http://nullpro.info/ - Записная книжка программиста новичка, С#, SQL, PHP и все-все-все